Письма митрополита Исидора к священнику Хуциеву.

1.

Получ. 26 Июня 1848 г.

Секретно.

Нухинскому священнику Евстафию Хуциеву.

В разрешение репорта от 28 Мая за № 54-м даю знать, что с чиновником Давыдовым можно отправиться в Шинское ущелие, под предлогом совершения треб нижним чинам, и если последние пожелают, то удовлетворить их духовным нуждам, совершить у них всенощное бдение, молебен и исповедать тех, кои не исповедывались в Великом посту. Между тем, с благоразумною осторожностию, разведать об образе мыслей Ингилойцев. Если бы кто из них пожелал принять Св. Крещение, то окрестить его без излишней огласки, пригласив в ущелие Шинское, где работают Русские солдаты. О последующем мне донести со всею подробностию.

Исидор экзарх Грузии.

№ 534. 22 Июня 1848 года.

2.

Получено 11 Января 1849 г.

Секретно.

Нухинскому священнику Евстафию Хуциеву.

Старания твои и действия относительно Ингилойцев одобряю. Пользуйся приезжающими в Нуху, в таком же тоне, как описано в твоем репорте. Медлительность успеха не должна охлаждать усердия, потому что успех зависит от Бога. В Ингилойские деревни [338] ездить не надобно, и переменять священническое одеяние ни в каком случае не разрешаю.

Исидор экзарх Грузии.

№ 1114. 30 Декабря 1848 года.

3.

Священнику Евстафию Хуциеву.

В Шемаху перевесть тебя трудно, и для тебя вредно по известным отношениям начальника губернии.

Если бы Кубинский Иосселиан согласился поменяться с тобою местами, — это сделать не трудно было бы.

Наместник 1 не говорил мне о тебе ни слова; след. если и подана ему записка, то оставлена без внимания.

Служи усердно, веди себя осторожно и не опасайся козней. Зотиков, по требованию гражданского начальства, назначен депутатом при решении дела в суде. Если бы там и сделали какие-либо к тебе придирки, осуждение о тебе будет предоставлено нам, и мы вытребуем подлинное. След. тебе опасаться нечего.

Мир тебе и благословение!

Исидор экзарх Грузии.

Дек. 19-го 1851 г.

4.

Священнику Евстафию Хуциеву.

За труд по составлению Русского словаря благодарю. Для продолжения его можно вызвать священника Чолошаева в Нуху. Нет надобности строго держаться словаря Сулханова. Если какому-либо Русскому слову нет соответствующего в Удинском языке, такое слово пропускать. Если произношения Удинского слова нельзя в точности передать Русскими буквами, такое слово прежде изобразить приблизительно одними Русскими буквами и против него написать в скобах тоже слово одними Грузинскими буквами, но не вставлять Грузинских букв в средину Русских. Сообразно с сим и возвращается тетрадь. Для образца словосочинения, можно переложить на Удинский язык какую-либо статью из Краткой Священной Истории. [339]

PS. Относительно перевода в Кубу, не беспокойся. Ежели здоровье слабо, лучше останься в Нухе; ибо в Кубе, говорят, местность не совсем выгодна для больных. Туда пожелал ученик Прокл Иосселиани, о котором и производится дело.

Секретно. Наблюди стороною, какой у вас будет отголосок дела о обращении Ингилойцев. Это дело теперь начнется решительно.

Исидор экзарх Грузии.

Генв. 24. 1851.

5.

Нухинскому священнику Хуциеву.

Так как ты прежде жаловался мне на тяжесть климата и частые болезни: то не желаешь ли быть перемещенным к Боржомским минеральным водам, близ Ахалциха, где открывается вновь священническая вакансия с жалованьем по 300 р.? Климат там лучший в Грузии. Прихожан до 300 из военных, и в нынешнем году прибудут 50 семейств из Малороссии. Следственно и доходы будут. Отвечай мне с первою почтою.

Исидор экзарх Грузии.

Февр. 19. 1853.

6.

Нухинскому священнику Хуциеву.

Препровождаю к вам напечатанные Удинские решения, с тем, чтобы вы, при содействии учителя Нухинского училища г. Бежанова, природного Удина, поставили над каждым словом ударения, смотря потому, как слово произносится Удинами, и затем печатные листы возвратили бы ко мне в возможной скорости.

Исидор экзарх Грузии.

№ 556. 24 Февраля, 1855 года.

Словарь возвращен при рапорте от 18 Марта № 18. Св. Ев. Хуциев. При этом же рапорте послан и словарь Сулханов, бывший у меня.

7.

Почтенный отец Евстафий!

На два письма твои ответствую, что хотя мне и жаль тебя, но, при всем моем желании облегчить твое положение, не вижу никаких средств. В Петербурге при многих церквах магистры и кандидаты Духовной Академии служат диаконами, в ожидании какого-либо [340] священнического места не только приходского, но даже в казенных заведениях, где многие священники получают жалованье не свыше 350 р. Есть несколько диаконов, ожидающих такого места более 10 лет. Профессоры Академии и Семинарии, получая жалованья по 429 р., питаются тою же надеждою. Вакансии священнические так редко открываются, что я не могу отыскать средств для удовлетворения ходатайств Государя Наследника и В. К. Константина Николаевича об определении двух лиц с академическим образованием. При таких обстоятельствах возможно ли помышлять о вызове людей из других епархий? Если губернатор!. Бакинский принимает в вас участие, почему не попросить его о ходатайстве у наместника, чтобы к жалованью прибавили что нибудь из местных экстраординарных сумм, или представили о прибавке жалованья из казны? Если бы и это оказалось затруднительным, можно просить экзарха о перемещении вас в другой город, где содержание не скудно, с переводом на ваше место священника малосемейного.

Господь да устроит дела ваши по милости Своей!

Исидор м. Новгородский и С.-Петербургский.

Апреля 16. 1862.

–––––––

Эти письма доставлены в «Русский Архив» из Тифлиса сыном Евстафия Хуциева, с нижеследующими о нем подробностями.

Евстафий Хуциев родился в Москве, мать его была Русская; отец же служил при Грузинской царице Марии виночерпием (эту должность занимали при Грузинском дворе Хуциевы в течение столетий). Царица Мария, как известно, была поселена в Москве. Оставшись круглым сиротою в младенческих летах, Евстафий Хуциев был воспитав царицею Мариею, которая дала ему отличное образование. Он учился в Московской гимназии и в Лазаревском Институте, и только болезнь помешала ему окончить учение на медицинском факультете. Исидор, назначенный экзархом Грузии, на пути туда навещал в Москве царицу Марию, которая попросила его взять с собою на Кавказ слабогрудого ее питомца. Экзарх полюбил Хуциева; он сделался его секретарем и, посвященный в священники, успешно распространял православие. Позднее он служил благочинным в 39-ой полковой дивизии, и в Турецкую войну 1877 и 1878 годов был ранен в голову и ногу, а по выздровлении назначен в Севастопольский Адмиральский Собор, где и скончался 92-х лет от роду. Имел он ордена Анненский и Владимирский и золотой наперсный крест на Георгиевской ленте; за миссионерство получал подарки от Государя и Великих Князей.


Комментарии

1. Князь М. С. Воронцов, с которым Исидор находился в наилучших отношениях. П. Б.

Текст воспроизведен по изданию: Письма митрополита Исидора к священнику Хуциеву // Русский архив, № 7. 1911

© текст - Бартенев П. И. 1912
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1912