ПРИЛОЖЕНИЕ

К статье

1840, 1841 и 1842-й ГОДЫ НА КАВКАЗЕ.

К главе седьмой.

Письмо корпусного командира Головина к представителям анцухского общества.

Главноначальствующий над всеми войсками Его Императорского Величества кавказского отдельного корпуса, и главноуправляющий всеми закавказскими землями генерал Головин.

Анцухским жителям и старшинам, а в особенности старшине Анжикул-Магмаду.

Мир с тобою, Анжикул-Магмад, и благодать Всевышнего над обществом анцухским и мудрыми его старшинами.

Военный начальник Джаробелаканской области представил ко мне письмо, написанное к вам от богозцев, вызывающих вас на сообщество с обманщиком и грабителем Шамилем. Принимаю этот поступок ваш как знак истинной преданности вашей русскому правительству, как залог, что и впредь подобные гнусные и пагубные наущения будут вами отвергнуты. Изъявляю вам особенное мое начальническое благоволение за эту преданность правительству, готовому всегда на защиту тех, которые, предавшись могучему покровительству, могли бы опасаться нападений врагов его. [343]

Обманщик Шамиль чрез легкомысленных богозцев вызывает вас на измену данному вами слову, на сообщество с ним; он угрожает вам большим войском своим и наказанием, если вы не примите его предложения: он ищет устрашить вас пустыми угрозами. Но не давайтесь в обман подобно тем, кои ныне, предавшись к нему, повергли себя в бедствие и нищету, и не имея другого средства к пропитанию, живут убийством и грабительством, забывая изречение мудрости: что хлеб, похищаемый нечестивцем, наполняет песком уста его. Гнев небесный близок, дабы поразить самого обманщика Шамиля и обратить на главу его пролитую им кровь.

Уповая на вашу преданность, я далек от мысли, чтобы вы когда-либо, послушав подлых наущений Шамиля и гнусных его поборников, могли бы покушаться на измену правительству. Вы — мужи храбрые и благоразумные! Вы должны ясно видеть, где ожидают вас большие пользы. С одной стороны Шамиль, называющий себя посланным от Бога, с своею кровожадною шайкою готовит вам грабительство и разорение, или что хуже еще — жалкое рабство; под личиною святой веры он имеет в виду единственно собственные выгоды; попирая ногами, как прах, обольщенных, он произвольно располагает их достоянием и жизнью. Взгляните же с другой стороны! Перед нами, под могучим крылом России, процветает Джарская область в благоденствии; никто не нарушает спокойствия ее жителей; святая ваша вера беспрепятственно исповедывается всеми мусульманами; собственность каждого защищается благодетельными законами. Перед вашими глазами самурские общества: прежде волнуемые также злобным духом мятежа и убийства, не наслаждаются ли они, со времени принесения покорности, таким благосостоянием, какого доселе не видели? После этого, не повелевает ли уже одно благоразумие вам быть верными и преданными могущественному правительству, принявшему вас под свое покровительство?

В особенности же обращаюсь к тебе, Анжикул-Магмад, и к тебе, Магмадиль, кадий анцухский! Вы, по достоинствам вашим, в обществе своем пользуетесь и уважением, и влиянием; вам лучше [344] прочих известны все козни наглого и подлого обманщика Шамиля, и вам не трудно будет утвердить жителей анцухских в благих мыслях преданности правительству и отклонить колеблющихся и слабоумных от всякого сообщества с гнусным обольстителем. Благодарность правительства, моя признательность более же всего, и собственное спокойствие будут наградою ваших похвальных поступков.

Текст воспроизведен по изданию: 1840, 1841 и 1842 годы на Кавказе // Кавказский сборник, Том 12. 1888

© текст - Н. В. 1888
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
©
OCR - Karaiskender. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Кавказский сборник. 1888