ЗАБЛОЦКИЙ-ДЕСЯТОВСКИЙ А. П.

О виноделии в Закавказских провинциях.

В Закавказских провинциях виноград принадлежит к прозябениям дикорастущим; следовательно разведению сего прекрасного растения нет главного со стороны природы препятствия, которое с трудом отвращается в странах более умеренных. В Закавказии, по крайней мере в содовой и жаркой полосе (исключая впрочем некоторые места Армянской области), не нужно виноградные кусты покрывать на зиму землею. Виноделие не везде однакож составляет значительную отрасль хозяйства; в этом отношении более всех заслуживает внимания Кахетия, издавна славящаяся своим вином, о котором Грузины и Армяне не могут говорить без восторга. Действительно, очаровательная долина Ализани [2] представляет все условия, необходимые для виноградарства: теплый климат, плодоносную почву и обилие воды. И ныне, не смотря на несовершенство обработки, Кахетинские вина подходят к Бургонским, портвейну и некоторым Испанским; но в них не достает букета, или, покрайней мере, он очень слаб. Кроме Кахетии, виноделием занимаются в самом Тифлисе, в Мингрелии, Имеретии, Гурии, Елисаветпольском округе и в Эриванской провинции; в последней получается весьма крепкое белое вино, подходящее к Португальскому, но не имеющее такого букета. В Борголинской и Козахской дистанциях, Татары также занимаются виноградарством; но они отдают свои сады на откуп Армянам, или продают имже муст, тотчас после выжатия. В прочих провинциях преимущественно живут Мусульмане, которым Коран воспрещает употребление вина.

Породы винограда, которые наиболее известны по выделыванию из них вина, суть следующие:

Черный виноград.

1. Саперави. Ягоды не имеют приятного вкуса и букета, по дают вино довольно крепкое, темнокрасного цвета.

2. Манави. Ягоды ароматические, вино крепкое.

3. Тавквири, дает вино крепкое.

4. Партали. Ягоды дают много виноградного муста, по вино не крепко. [3]

5. Аракис-пирули. Ягоды большия, сочные, по мало букета.

6. Ганжури. Ягоды небольшие, вино дают средней крепости; сия порода преимущественно встречается в Елисаветполе.

7. Сагаби дает вино крепкое и ароматическое.

Белый виноград.

8. Тита. Ягоды большие, продолговатые, имеют приятный вкус; но вино дают некрепкое.

9. Горули дает вино среднего качества.

10. Рудешури даст вмно лучшее.

11. Кишури дает вино крепкое.

12. Дигмури тоже дает хорошее и крепкое вино.

13. Рказители. Ягоды весьма ароматические; сия порода довольна редка.

14. Хариствала. Большие, круглые ягоды, но вино дают без букета.

15. Хартружбармай. Большие ягоды, дающие много вина, по не отличного качества.

16. Цване. Ягоды зеленоватого цвета, очень вкусны и дают крепкое вино. [4]

Разведением других пород винограда, известных в Европе, за Кавказом, кажется, еще никто доселе не занимался; между тем разнообразная до бесконечности почва края наверное способна усвоить себе превосходнейшие грозды.

Виноградные лозы в иных местах Закавказии растут более ста лет; в некоторых, впрочем опустошенных уже садах, встречаются виноградные кусты, имеющие в диаметре до 1 фута, и притом дают такие же ягоды, как и 10-ти летние лозы. При возобновлении виноградников, зарывают старые пни на полтора фута в землю, и делают из них от 10 до 15 отводков, или новых кустов, которые уже на первый год дают ягоды.

Правильная разработка земли, или разгрунтовка, за Кавказом почти неизвестна. Различные породы винограда сажаются вместе, не сортируясь; их поддерживают кольями, которых не вынимают до тех пор, пока не сгниют. Между ними часто сажают широколистные огородные овощи, для защищения винограда от солнечного зноя.

Виноградинки большею частию поливаются водою: или посредством водоподъемных машин, или посредством канав, проведенных с возвышенностей; в последнем случае соблюдается между владельцами очередь, по исстари заведенному порядку. Впрочем в Кахетии есть много садов, где почва столь влажна, что не требует поливки. Срезывание лоз начинается после опадения листьев, и продолжается до Марта месяца. [5]

Уборка винограда совершается обыкновенно одновременно, что весьма много вредит качеству вина; притом же ягоды редко сортируются: белые, черные, фиолетовые, не дозревшие и уже согнившие смешиваются вместе, и давятся ногами. Муст стекает по деревянному жолобу в большой глиняный кувшин, откуда его переливают в другие кувшины, зарытые в земле, друг от друга на расстоянии трех футов. Кувшины сии бывают различной величины от 5 до 50 ведо. Наливши муст, отверстия кувшинов закрывают широким круглым камнем, или деревянною доскою, и покрывают на несколько вершков землею. После 6, или 12 недель, вино переливают в другие кувшины, где оно уже и остается до употребления. Порожние кувшины остаются открытыми все лето до осени, и в это время наполняются нечистою водою, пылью, лягушками и разными другими гадами. По этому осенью необходимо кувшины начисто вымывать.

Получаемое таким образом вино бывает средней доброты. Даже лучшие Кахетинские вина точно таким же образом выделываются, с тем только различием, что для них виноград сортируется.

Колонисты выделывают свое вино с большею тщательностию; ягоды давят они с помощию пресса, и муст сливают в бочки. Кожура сдавливается также в прессе, и потом сохраняется до зимы, когда гонят из нее водку.

Виноделие в особенности замечательно в [6] колониях: Катериненфельде, Мариенфельде и Гелленфельде. В первой, где виноградники разведены не более пяти лет, колоннады получили в 1837 году до 30,000 ведр вина средней доброты. Вино вышло де отличного качества, от того что колонисты, не зная хорошо качества земли, в первые годы слишком густо сажали виноградные лозы. Теперь есть надежда, что виноделие в колониях более и более будет улучшаться: верный сбыт вина тому порукою.

Торговля вином внутри провинций почти исключительно местная; трудность перевозки заставляет каждую провинцию довольствоваться собственным произведением. В этом случае исключение делает только один Тифлис, потребляющий ежегодно свыше 500,000 ведр вина, как выделываемого в самом городе, так и привозимого из Кахетии и других окрестных мест.

Торговлею вином почти исключительно занимаются Армяне. При ввозе в Тифлис взимается по 15 коп. серебром пошлины с ведра, и сверх того за дозволение продавать, или иметь духан, 80 р. сер. в год. Подати сии не могут считаться малозначительными, принимая в расчет вообще дешевизну произведения и посредственную его доброту.

Перевозка вина вообще за Кавказом совершается в бурдюках, напитываемых нефтью, которая сообщает ему неприятный вкус и запах. Впрочем запах не сообщается вину бурдюками, вымазанными нефтью, очищенною по способу Академика Гессе. Сей [7] способ, как говорят, хорошо распространяется в Тифлисе и в Кахетии. Некоторые думают, что полезно было бы заменишь бурдюки бочками; но вообще едва ли это могло бы принести пользу: в бочках почти не возможно перевозишь вино по Грузинским дорогам, даже и при улучшении их. Притом в бурдюках вино предохраняется гораздо лучше от окисления; ибо они, опадая по мере уменьшения вина, не впускают в себя воздуха.

В Испании, как известно, для хранения и перевозки вина употребляются также бурдюки, между тем тамошнее вино не имеет постороннего запаха и вкуса; полезно было бы узнать способ приготовления Испанских бурдюков и возможность введения оного за Кавказом.

Доход, получаемый владельцами от виноградников, весьма различав, завися от местности и способа обработки земли. Грузины получают с десятины худшей земли около 200 ведр, с лучшей от 300 до 350 в., тогда как колонисты с того же пространства земли получают до 600 ведр, следовательно почти вдвое; между тем, говоря вообще, у колонистов нет столь отличных земель, каковы в Кахетии.

По приблизительным исчислениям, один Телавский уезд производит около 3.000,000 ведр вина. Вообще же в Закавказии выделывается ежегодно не менее 5.000,000 ведр, которые, полагая круглым числом по 1 р. сер. за ведро, составят до 5.000,000 р. серебром. Кроме того [8] выделывается более 300,000 ведр водки, на сумму 450,000 р. серебром, полагая ведро в 1 р. 50 к. сер. Вся сия масса произведений исключительно почти потребляется на месте. Вывоз вина за пределы края почти ничтожен. В настоящее время конечно сему главным препятствием служит трудность сообщения. Пособить этому иначе нельзя, как устроивши шоссе из Тифлиса в Поти, и из Кахетии в Баку; провоз чрез Кавказские горы всегда будет затруднителен и дорог. Быть может, Грузинские вина нашли бы для себя хороший сбыт не только в России, но и за границею. Один отличный знаток вина, Английский полковиик Тайлор, дав поручение прислать ему бочку Кахетинского вина, уверял, что вина князей Абхазовых и Чавчавадзева, найдут в Англии весьма хороший сбыт; потому что составляют средину между портвейном и Бордоским, и что такого вина Англичане давно ищут для стола.

Говорить ли о потребности улучшения сей отрасли хозяйства за Кавказом? Об этом предмете можно сказать очень много; по все, что бы ни сказало, не только мы, но и люди более нас опытные и сведущие, не может пока Сыть приведено в действо. Всякое улучшение в деле хозяйства тогда только возможно, когда сама масса производителей чувствует в том потребность, когда в ней явилось уже побуждение к самосознанию; но пока удовлетворение первых, так сказать инстинтуальных потребностей, составляет для нее верх блаженства, до толе все усилия людей и благонамеренных и просвещенных будут — глас вопиющего в пустыне.

А. Заблоцкий.

Текст воспроизведен по изданию: О виноделии в закавказских провинциях // Журнал министерства внутренних дел, № 7. 1839

© текст - Заблоцкий-Десятовский А. П. 1839
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМВД. 1839