Об Армянской области.

В № 1 Журнала М. В. Д. напечатана статья была об Армении, ныне здесь помещаем о сей же области статью (Сохраняя правописание подлинника), замечательную более в библиографическом отношении: она напечатана в Венеции в 1828 г. (в типографии Св. Лазаря), на Русском языке, под названием: Общее рассмотрение провинций, которыми ново завладела Россия и назвала Армянскою губерниею.

«Часть обширной земли находящейся при Кавказских горах, называемая теперь от Россиян Армянскою Губерниею, еще во времена Хана Ереклия [141] была под властию Российского ИМПЕРАТОРА, которую препоручил Ему тот самый Хан со всем своим владением. Потому что страны, до которых простиралась власть его, не одну составляли Грузию, но даже часть Армении Великой; вторая же часть взята от Персов победою последней войны.

Обе сии части соединенные именованием Армянской губернии, представляют полуостров окруженный к Востоку рекою Куром (древле Киром называемым), и к югу Араксом. Он простирается до того места, где соединяются обе сии реки ниже города Берде, близь города Джавада. Сим-то соединением двух рек окончается оный полуостров.

Во всей обширности сего полуострова находятся три озера: Параван, Палат и Севан величайший первых двух, имеющий и остров под тем же именем. Главнейшие в нем города суть два: Тифлис, над рекою Куром, и Ереван, при реке Араксе, где была станция Хана Персидского; и многие другие городя знатные, как то: Шаки, Ширван, Шамахи, Нахчаван, Асдабад, Лори, Канцасар, Гендже и Берде. Крепость главная в нем, кроме крепости Ереванской, есть неодолимая Шуши, к югу Кура на гористом месте, которое и все составляет как одну только крепость построенную более естественно, нежели искуством. Она [142] была в древности убежище Армянских Князей, бегших нападения Персов и Арабов.

Сей полуостров заключил в себе в старине следующие провинции Армении Великой: Дамскую и Кукарскую лежащие к Северу, при реке Куре; Араратскую и часть Васбураганской при Араксе; Сионскую и Арцахскую в самой почти средине своей. В сей же последней провинции находились вышесказанные неодолимые крепости, которые очень приметны в древней истории Армянской. На том месте, где соединяются Аракс и Кур; была провинция Уды, которую Отеною имянует Плиний, а Птоломей Мотеною. В сей провинции находилась страна Сагасенская, Страбоном хвалимая, и город Бардав, ныне Берде называемый.

Во всей оной земле суть трое монастырей знатнейших у Армян. Первый из оных Ечмиадзином или Три-Церквами называемый, основан во времена Св. Григория Просветителя Армян в четвертом столетии, где находится престол Католика или великого Патриарха Армянского; другие-ж два Агпад и Санаин основаны издревле один против другого; а в 961 году возобновлены и увеличены по повелению Царицы Армянской Хосровануйша.

Однако хотя сей полуостров весьма обширен в себе, но свои пределы не ограничают все те [143] страны, над которыми новую одержала победу Российская Империя. Они простираются к югу за Араксом, занимая одну часть провинции Араратской и другую Васбураганской, сперва Хану Ереванскому принадлежащие. К Востоку распростираются они далее соединения Кура с Араксом, и перейдя чрез Муганскую степь, доходят до Каспийского моря. Древние пределы Великой Армении простирались даже до сего моря, как свидетельствуют не только Моисей Хоренский, историк Армянский пятаго столетия, но и Плиний. Поелику одна из пятнадцати провинций Армении Великой, Пайдагаранская, начиналась от соединения Кура с Араксом и простиралась до вышесказанного моря при проливах сих обеих рек впадающих в оное.

Сия земля ново взятая довольно пользуется чем заслужить почтение всего света, наипаче древностию своею и пользою. Несчастно до сих пор неприступна была Мудрой Европе за любопытные изобретения, почему и углублена в великое забвение, по причине недостатка искусных писателей к откровению оной пред вселенною.

Между древностей сея земли достоин похвалы Ардашад, город знаменитый многочисленными своими древними памятниками; о котором даже иностранные писатели, Греки и Римляне часто воспоминают, и который взят был Корбулоном, [144] Римским Полководцем в 58 году по Уссерию. У жителей известен ныне сей город под названием Хор-Вираба, что значит, Подземная или великая пещера; куда бросили Св. Григория. Но Армяне рассуждая о Нахчаване, как о древнейшем всего света городе, в оном полагают первое жилище людей, основанное и обитаемое сперва Патриархом Ноем и его сыновьями после потопа, когда оставили они ковчег на горе Араратской, ими же Масисом имянуемой. Некоторые стези сего народного предания находятся также у Иосифа, Иудейского историка уверяющего, что та страна, куда пришло поселиться семейство Ноево вышедши из ковчега, называется у жителей Аповатирион, самый почти перевод слова Нахчаван.

Довольно нам Сказать одним словом о Древности прочих меньших городов и Сел, которую предание оной земли, чему свидетельствует и значение называний оных, доводит до дней Ноевых, как то Ереван, что значит по Армянски открытие или они открылись т. е. Ной с горы Масиса увидел первую году в странах Еревана на водах потопа, как писано Быт. гл. VIII. ст. 5.

Марант, где говорят, что погребена вторая мать смертных, супруга Ноева; Арнойодн, и здесь полагают гроб самого Патриарха, как примечает и Таверниер в путешествии своем, Книга I. гл. [145] 8. Аргури или Агори, здесь был говорят первый виноградник Ноем сажденный, и прочая и прочая.

Ежели главнейшая польза какой либо земли должна состоять в плодоносии своем, как в главном ц бесконечном источнике многих других, то Армения, чтобы нелестно сказать, изобилует оным более многих земель. Потому что плодоносие ее вообще очень приметно во всех почти писаниях, как в древних так и в новых; многие же в ней провинции особливо изобильны. На пример Ширак ныне Шорегелем называемая провинция в Арарате, таким пользуется беспримерным плодоносием, что, по Моисею Хоренскому, пословица была у древних Армян сказать прожорам: «Буде у тебя горло Шары, то нет у нас гумна Ширака». Шара в древности Армянской истории был князь обжора который не мог насытиться, нежели произведением сея земли, по чему и называлась по имени его.

Провинция же Араратская вообще очень знаменита своим плодоносием у Армянских писателей. Лазарь Парбеци историк V столетия всю сию обширную провинцию так описывает: «Провинция приятная, изобилующая всеми житию полезными и нужными, содержащая в себе всякое удовольствие, всякую сладость и всякий род наслаждения». Тот [146] самый писатель на другом месте все западные страны Армении сравнивает с Араратскою.

И так мы не надеемся быть несправедливыми, ежели засмеем утверждать, что сия прекрасная земля довольно может заслужить рачение не только ИМПЕРАТОРА, но и ученых света. Общество ученое имеет право надеяться отныне и требовать от С. Петербургской Академии рассмотрения сея земли, которую ново получило: и сие может она возъиметь, посылая туда людей способных к исполнению цели своей.

Один ботаник может открыть в ней новый свет чудесный, и то в сей только части наук. Разные роды изящных априкосов Вананта довольно могут чудить любопытного ботаника; а наипаче Адамова голова, известная у Армян под названием Лоштака, которую и мы сами видели совершенно на человека подобную: ибо в странах Ечмиадзина находится величиною с человека.

Некоторый новый Марсилий рассмотрит и опишет о рыбах водящихся в Араксе, множеством различных родов. Примечания достойна рыба Джанар по причине белизны своей и длины, попадающейся иногда аршина в два. Рыба Лёк чрезвычайно больше Джанара; также Мурз рыба, приметная усами своими.

Надеемся узнать от ученых людей оной [147] Академии верную вышину Араратской горы, до сих пор неизвестную. Армяне полагают ее высочайше Шимбораза самой вышшей вершины на Кордилиерских или Андских горах: почему они полагают ее превысоким концом на поверхности земного шара. Как бы то ни был, сие известно, что третяя часть оной горы вся покрыта снегом и льдом вечным; часть же вышины ее можно видеть с Каспийского моря.

Надеемся также получить описание различных родов прозябаемых, производящихся на сей знатной горе. Как и Турифорт путешественник знаменитый приметил особенно, что в высочайших странам сея горы видел он растения Лапонии и других климатов северной Европы; а в странах средних растения средних климатов Европейских; наконец при подошвах оной горы растения климатов южной Европы.

Люди коммерческие чувствительно желают уведомиться о произведениях полезных, которыми более изобилуешь сия земля; с коими счисляется изящный Червец, находящийся, как свидетельствуют народные писатели, в болотах покрытых тростниками в великом лугу Араратском. Они надеются узнать некогда и дорогу, которою переправляли Римляне Индейские товары в Каспийское море, и оттуда перейдя чрез Армению, доводили [148] оные до Черного моря; которое удобнее былоб делать, вошедши с Каспийского моря в пролив Аракса, потом достигши рекою Куром до реки Риона или Фаза, приехать оною наконец в Черное море.

Равным образом и Рудословы много изыщут в ней полезное и своей науки достойное. По тому известно, что богатые рудники Армении, особливо же золота, меди, железа и драгоценных каменьев убранства были Царевых дворов Армянских за светлости свои. Чему свидетельствует вероимный Лазарь Парбеци в истории своей».

При сем описании приложен план Российской Армении.

Текст воспроизведен по изданию: Об Армянской области // Журнал министерства внутренних дел, № 4. 1835

© текст - ??. 1835
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМВД. 1835