О Кавказских минеральных водах.

(Штаб-лекаря Дроздова, из Пятигорска, от 17 Февраля 1839 года.)

Кавказские минеральные воды вероятно издревле были употребляемы горскими народами против болезней. Русские и другие Европейцы начали пользоваться ими с 1798 года; но устроение ванн при источниках, и домов, где бы могли помещаться пользующиеся сими водами, началось с 1814 года.

По действию против болезней и по составным своим частям, воды сии сходствуют со всеми лучшими заграничными водами, а пред некоторыми имеют даже преимущество, что доказывают наблюдения и химическое исследование. [22]

Серные наши воды подобны: Ахенской, Ангиенской, Баденской близ Вены, Бурдшейдской и Эмской; сернощелочная вода Бугунтская No 23 сходствует с Ненндорфской; железистые — мало отличаются от Баденской [что в герцогстве Баденском], Висбаденской, Егерской, Мариенбадской и Билинской; те же железистые воды, а еще более щелочная — Бугунтская No 2, уподобляются Спаадской, Зельтерской, Теплицким и Карлсбадским; Нарзан сходствует с Бибрской, Дрибургской и Пирмонтскими водами.

Шесть сортов известных минеральных вод находится на Кавказе, то есть: серные, щелочные, железистые, углекислые, или нарзан, горькосоленая и Кумогорская, или бромистая — от содержащегося в ней металла бромия (bromium); все сии источники вытекают из недра земли на пространстве 60 верст.

Каждому больному, в продолжение лета, надобно пользоваться по крайней мере двумя сортами минеральных вод, а некоторые имеют нужду в употреблении и всех шести сортов. На Кавказе, для переезда от одних вод к другим, требуется два, или три часа, на что весьма мало употребляется издержек. Сверх того один и тот же медик, который руководствует больного в употреблении серных вод, продолжает пользовать его потом щелочными, или железистыми, и наконец нарзаном. Заграничные воды не имеют этих выгод; они находятся на большом расстоянии одни от других, и больные, для пользования себя каждым сортом вод, должны приглашать нового медика. [23]

Минеральные воды излечивают, или облегчают такие болезни, в которых уже не помогают никакие лекарства. Полезное действие оказывается большею частию после одного курса употребления вод; но некоторые больные пользуются ими в продолжении двух и даже трех лет.

Впрочем, в некоторых болезнях минеральные воды совершенно бесполезны, а в других даже вредны. Такие болезни суть:

1. Сумасшествие (mania) и слабоумие (fatuitas).

2. Чахотка легких и других больших внутренностей.

3. Удушье (asthma), зависящее от изменения существа легких и приращения их к окололежащим частям, также — от грудной водяной болезни.

4. Частое кровохаркание, с явным расположением к чахотке.

5. Цынготная болезнь (scorbutus).

6. Сифилис, когда против этой болезни мало, или вовсе не употреблено меркурия.

7. Водяная болезнь груди и живота (hydrothorax et ascites), когда она зависит от больших и застарелых завалов и затвердений внутренностей.

8. Расширения кровоносных жил (anevrismata et varices).

9. Скирр и рак.

10. Каменная болезнь (lythiasis), когда уже образовался камень в мочевых внутренностях.

11. Сведение (contractura) членов от большой потери мышиц.

12. Срощение костей в составах (anchylosis).

13. Сжатие мочевого канала (strictura urethrae). [24]

14. Полипы, мешечные опухоли (tumor cysticus) и все вообще болезни, требующие хирургической операции.

15. Костоеда (caries) в больших составах.

16. Болезни лихорадочные (morbi febriles).

17. Беременность — не болезнь, и при ней нельзя употреблять минеральных вод.

Главные свойства Кавказских минеральных вод суть следующие:

Серные — послабляют на низ, возбуждают кровоносную систему и ускоряют кровообращение; разрешают застои крови, завалы и затвердения внутренностей; уничтожают остроты, или изменения соков, каковы напр. ломотная, золотушная, меркуриальная, лишайная и проч. Кумогорская, или бромистая вода, как и серная, уничтожая остроты соков, послабляет на низ и имеет особенное свойство разрешать застои крови и затвердения в тазовых внутренностях. Щелочные, действуя также противу острот крови, имеют свойство сильноразрешающее вообще; но особенно действуют в мокротном удушьи (asthma pituitosum), в болезнях мочевых путей и застарелых сыпях. Железистые воды имеют весьма малое свойство разрешающее, но более — пополняющее недостаток крови и укрепляющее. Углекислая — слабит на низ, разрешает, или по крайней мере не препятствует разрешению завалов и затвердений, начавшемуся от прежде употребленных вод, а более — укрепляет все тело и особенно возбуждает нервы. Горькосоленая вода есть лекарство слабительное, совершенно подобное Карлсбадской соли. [25]

Больные, отправляющиеся к Кавказским минеральным водам, должны получить от своих медиков историю болезни, заготовить белья побольше, и иметь хороший термометр, для определения теплоты ванн; белье от серных вод скоро гниет, а термометры для ванн делаются особенные.

В конце Августа, на Кавказе бывают довольно сильные морозы, а в Сентябре — холодные дожди и сильные холодные же ветры; потому нужно иметь с собой и несколько зимней одежды.

В прошедшее лето 1838 года пользовалось Кавказскими минеральными водами: дворян и купцов мужеского и женского

пола

643 челов.

бедных людей, благородного сословия

40 челов.

нижних чинов, состоявших в Пятигорском госпитале

321 челов.

И того

1004 челов.

 

Бедные люди и нижние чины ходят в ванны без билетов. Для дворян же и купцов выдано билетов:

на серные ванны 32,590
— железистые 5,850
— углекислые 8,662
И того 47,102

 

Из числа 643 больных по-крайней-мере пятая часть пользовалась щелочными водами, и вероятно приняла до 2,000 ванн.

Большая часть из 1,004 больных имела: [26] геморой, завалы брюшных внутренностей, ревматизм, ломоту (arthritis) и больше всего — меркуриальную болезнь. Но какое число из них совершенно выздоровело, получило облегчение, или осталось в прежнем состоянии — невозможно определишь; потому что многие медики, прибыв на Кавказ для пользования своих болезней, занимались лечением и других больных в конце же Августа возвратились в свои места, не сообщив в Пятигорске никому своих наблюдений о действии Кавказских минеральных вод над больными.

В Пятигорске только, кажется, можно лучше всего видеть, какое ужасное количество меркуриальных средств употребляется для некоторых больных. В этом иногда виноваты медики, а чаще — сами больные, которые от нетерпеливости скоро от одного врача переходят к другому, или во время употребления меркуриальных средств не соблюдают надлежащей диеты и других предосторожностей, желая скрыть свою болезнь в обществе. Но к счастию, меркуриальная болезнь минеральными водами излечивается легче, чем другие. Здесь также можно заметить, до каких страданий доводит частое и долговременное употребление слабительных лекарств — сабура, александрийского листа, ялаппы, ревеня и слабительных эликсиров, также — излишнее употребление декоктов Цитмана и Вигару.

Из числа моих больных, пользовавшихся минеральными водами, особенно замечательны следующие: [27]

1. Мужчина 48 лет, полнокровный, с давнего времени имевший удушье (asthma pituitosum) и по утрам несносный мокротный кашель (tussis mucosa); притом, год тому назад, он свихнул правую ногу в пятке, с разорванием связок пяточных костей (ossa tarsi) и даже кожи около наружной щиколки. Рана эта зажила; но стопа осталась в таком искривленном внутрь направлении, что больной мог стать правою ногою на пол только наружным краем стопы; притом на всей стопе и на всей голени 8 месяцев продолжалась большая опухоль, мокрая рожа, и в них чувствуема была беспрестанная боль, от которой он ходить не мог, и целый год находился в постеле. Против удушья он пил сернощелочную воду; для излечения болезни правой ноги употреблял ножные ванны: Ермоловские, Александровские, Сабанеевские, Елисаветинские и железистые из воды No 8. Удушье и рожа прошли; в начале Сентября больной начал ходить, но хромает от срощения пяточных костей между собою в неестественном искривленном положении, и чувствует небольшую боль в пятке только при хождении.

2. Мужчина 30 лет, имевший желтуху, беспрестанные боли в желудке и под ложечкою, так что не мог надевать мундира, страдавший расстройством пищеварения, всегдашними запорами, и от того очень худощавый, мнительный и задумчивый; болезнь его продолжалась три года. Он пил воду Елисаветинскую, Сабанеевскую, Михайловскую, потом все эти воды вместе; употреблял ванны Сабанеевские и Елисаветинские, наконец пользовался Нарзаном в питье и [28]

3. Мужчиною 32 лет, против болезни, однажды только полученной, употреблено, в продолжение 4-х лет, 88 гранов mercur. sublimat. corrosiv., 10 гранов mercur. praecipitat. rubr. и фунт unguent mercurial.; притом — разные декокты и в продолжение 24 дней — декокт Цитмана; впрочем больной признался, что он, во время употребления меркуриальных средств и декоктов, мало соблюдал предосторожностей, предписываемых медиками. По прибытии в Пятигорск, он был совершенно истощен и курнос от болезни; имел лице — цвета желто-зеленого, в носу — сухость и красноту, беспрестанные боли во всех членах, удушье (asthma metallicum) и кашель, как у чахоточных, но без харкотины; небольшие наросты на многих костях; аппетита у него совсем не было; ходить от слабости и болей в ногах он почти не мог; год уже принимал порошки из опия в большом количестве, иначе не было сна. Этот больной пил воду Елисаветинскую, а больше Александровскую; серные ванны принимал во всех купальнях, наконец употреблял Нарзан в питье и ваннах. Здоровье его очень поправилось: аппетит сделался хорош, насморк прошел; больной спит теперь спокойно без опия, ходит довольно бодро, не имеет нигде болей и несколько пополнел; только наросты на некоторых костях остались.

4. Девица 35 лет, от рождения золотушная, имела давний насморк, почти совершенную глухоту, [29] ревматизм и весьма малые, притом всегда болезненные регулы; все эти болезни произошли от сильной простуды, и продолжались лет 15. Она употребляла пары из Александровской воды против насморка, пила воду Александровскую; принимала ванны Николаевские, от коих регулы появились обильные, почти без болей, и с того времени продолжали быть довольно правильными; потом — ванны Александровские в No 3 и Сабанеевские; от употребления Нарзана сделалось хуже, а потом больная возвратилась в Пятигорск и кончила лечение Сабанеевскими ваннами. Ревматизм и насморк прошли, регулы не малы и без всякой боли; больная слышит довольно хорошо.

5. Мужчина, 43 лет, имел желтуху, завалы в печени и селезенке, частые боли и тягость в обоих боках — от желчных горячек и лихорадок Имеретинских, удушье, геморой, не редко открытый, расстройство пищеварения, задумчивость. Он пил сернощелочную, Елисаветинскую и Михайловскую воду; принимал ванны Ермоловские, Александровские в No 2 и Сабанеевские, и наконец употреблял Нарзан в питье и ваннах, в продолжение двух недель. Здоровье его совершенно поправилось и задумчивость прошла, потому что болезни были незастарелы.

6. Мужчина 25 лет, нервного темперамента, два года уже каждый почти день страдал раздирающими болями в крестцовой кости, с которыми вместе делалось стеснение груди; боль и тоска (anxietas) — под ложечкою, холод в руках и ногах, притом — желтизна в глазах; аппетита не было; [30] всегдашние запоры наниз, каждую почти ночь поллюции, преждевременная старость (impotentia virilis), мнительность, не редко отчаяние, склонявшее к самоубийству, истощение тела; причиной всего этого — излишество в наслаждениях. С 11 Июня по 1 Августа он пил сернощелочную No 23 и все Пятигорские воды попеременно; серные ванны брал во всех купальнях; потом употреблял в питье и ваннах железистые воды 18 дней и Нарзан 14 дней. Все припадки прошли.

(Из Друга Здрав.).

Текст воспроизведен по изданию: О Кавказских минеральных водах // Журнал министерства внутренних дел, № 4. 1839

© текст - ??. 1839
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМВД. 1839