ЭДМОНД СПЕНСЕР

ПУТЕШЕСТВИЯ В ЧЕРКЕСИЮ

TRAVELS IN CIRCASSIA

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

События, которые имели место в течение последних нескольких месяцев в Персии, Герате, и Индии, и их близкая связь с Черкесией и другими азиатскими странами Черного моря, которые недавно образовали поле моих странствий, заставили меня представить на рассмотрение публики дешевое и переработанное издание этой книги.

Так как завоевание Черкесии, по общему мнению, как бы далека она ни была, связано с безопасностью нашей Восточной империи, нам нельзя удивляться ни возрастающей важности этого, которую осознают люди всех политических убеждений, ни открытому пониманию того, с чем может быть связан ее возможный конец. В течение долгих лет неприметная Россия, не принимаемая в расчет спящей Европой, шаг за шагом преследовала свои планы подчинения Кавказа; но теперь, впервые благодаря свободной прессе Англии, знание о реальном положении этой интересной страны было передано в самые отдаленные уголки земли.

Патриотические усилия храбрых горцев по защите их скромных сердец от тисков захватчика и неравная борьба, в которую они так долго вовлечены (Последний год отмечен двенадцатью кампаниями русских против горцев Кавказа! Население в шесть миллионов против четырех! Захватчики не получили никаких результатов, кроме сооружения нескольких фортов на берегах Черного моря), высоко оцениваются, т. к. они этого заслуживают, и их дело завоевало симпатии каждого гуманного и просвещенного человека во всех частях цивилизованной Европы; и в Париже, и в Вене, в Берлине, Неаполе или Мадриде Черкесия является темой для дискуссий в каждом conversazione; самые горячие желания направлены к конечному успеху ее оружия, в то время как угнетатель, который хотел бы [7] разрушить ее, клеймится всеми эпитетами, которых заслуживает деспотичная жестокость.

Но будет ли полезным выражаемое негодование Европы, чтобы пресечь амбиции в их деятельности? Отстранит ли любая демонстрация публичного мнения, как сильна бы она ни была, могущественное правительство, подобное российскому, от проведения политики, когда интерес требует ее продолжения? Мы боимся, что нет. Поэтому очевидно, что дальнейшее вторжение России на территорию ее соседей должно быть встречено более грозным оружием — силой за силу.

Я — не адвокат войны, но каждый человек, знакомый с захватнической политикой России, должен сознавать, что пришло время, когда категорически необходимо для нас построить барьер против дальнейшего проникновения державы, которая грозит стать ужасным конкурентом — властным врагом.

Что касается моих путешествий через Крымскую Татарию и по Черному морю, этим я обязан любезности графа Воронцова, в то время генерала-губернатора Новороссии. Этот блестящий аристократ не только способствовал моим поездкам по территории страны, над которой он осуществлял почти суверенную власть, но и в любезнейшей манере пригласил меня сопровождать его в морских экспедициях, таким образом предоставив мне возможность посетить все русские порты и поселения на берегу Крыма, Черкесию и Мингрелию — страны, которые были до недавнего времени, большей частью, скрыты от появления иностранца.

Путешественник, который, возможно, выберет в качестве средства передвижения из Вены в Константинополь паровое судно, найдет в книге описание всякого объекта, достойного внимания на этом пути. Константинополь и его окрестности описываются с той тщательностью, с какой это позволяет сжатый sejour. Читатель также найдет различные интересные детали, связанные с Крымской Татарией и подробности обычаев, нравов и манер ногайских татар.

Будучи первым путешественником, который проник на территорию внутренней Черкесии, я пытался не упустить ни одного факта, который мог бы приоткрыть черты этой очень интересной страны или характера ее героических жителей,

Иллюстрации для книги были сделаны с натуры, [8] и карта Черного моря подготовлена с учетом самых улучшенных карт, опубликованных Русским Морским министерством, Сочинение будет основано на содержании самых различных добавлений, тщательно собранных мною во время путешествия и моих поездок через территорию стран и их ближайших окрестностей.

Земля, занимаемая конфедеративными князьями Черкесии, обозначенная как независимая от Кубани Саламахой, или рекой Бурзуклу, на границах с Мингрелией, соответствует границам, установленным на карте генерала Хатова, опубликованной по приказу русского правительства за несколько лет до Адрианопольского договора — важное признание, когда рассматривается, ссылаясь на это, вопрос о праве, которое Россия получила от Турции на Черкесию.

Расположение портов и поселений на берегу будет на карте абсолютно точным; но некоторые имеют два названия, турецкое и русское, и часто третье — черкесское; чтобы избежать недоразумения, я присваивал то, которое наиболее известно; в тех случаях, когда были неясности, я давал два.

Даже вне связи с политическими событиями красивые долины и горы Черкесии во всех отношениях рассчитаны на то, чтобы привлечь геолога, ботаника, минералога, географа и любителя природы.

Чтобы помочь путешественнику, который, может быть, пожелает посетить страну или в целях коммерции, или в целях науки, я присовокупил краткий словарь черкесского и татарского языка. Последний (татарский — Н. Н.) он найдет очень полезным, т. к. многие из черкесских вождей не знакомы с ним, но мы повсюду, во всех этих районах, встречаем крымских и ногайских татар, которые, при подчинении их страны Россией, спаслись бегством на Кавказ.

До того, как я закончу мои наблюдения для человека, который, может быть, будет путешествовать на Восток, я бы рекомендовал ему быть настороже по отношению к климату, пагубный эффект которого оказывался фатальным для конституции европейца. Тем не менее, должно согласиться с тем, что многие люди пали жертвой их собственной неосторожности скорее, чем болезни: хотя дизентерия, офтальмия, лихорадка, желчная болезнь и т. д., возникающие от определенных растений, зарослей, болот и солончаков, распространены во многих районах [9] Черного моря; нечего ждать опасности, если путешественник согласовывает свои действия, насколько обстоятельства позволят, с привычками туземцев и заботится, чтобы не выставить себя сырой прохладе вечера после дневной жары.

Путешественник en route должен быть более обычного воздержан, и то, что он ест, должно быть простейшего качества. Вина и спиртовых ликеров следует избегать и, в особенности, животной пищи; давайте будем помнить, что количество пищи, которое годится в холодном климате, может быть излишним для жаркого. Это правда, что утомление и долгое пребывание на солнце, несмотря на все предосторожности, расслабит организм и сделает его предрасположенным к болезни, но путешественник должен не поддаваться ни отчаянию, ни раздражительности, и я повторяю, ему следует воздерживаться от помощи бутылки, которая лишь вызывает кратковременную бодрость. Если, тем не менее, он столь несчастлив, что подвергся недомоганию, все угрожающие симптомы могут быть сняты за одну ночь при помощи самого простого метода лечения, относительно чего восхитительная книга Джонсона «Климаты» содержит всю информацию, которую путешественник может пожелать; и ни одному не следует покидать дом без нее.

Фактически, каждому человеку, который посещает Восток, следует в некоторой степени познакомиться с искусством лечения, детально — с использованием ланцета; также желательно, чтобы он взял бы с собой медикаменты, которые он найдет полезными не только для самого себя; но его характеристика как умелого хаккима (врача — Н. Н.) возвеличит его в глазах народа и будет вернейшим пропуском, чтобы их расположить. В Черкесии медицинское знание воспринимается не только как результат образования, но дар небес и тот, кто их удостоен, святой человек, оскорбить которого было бы святотатством.

Путешественник, который, возможно, решится на поездку через горные районы Черкесии, должен ясно осознавать, что не существует и слабейшего шанса получить комфорт цивилизованной жизни; и любому если он не может обойтись без этого, будет лучше остаться дома; в отличие от Европы и многих районов Востока, где тугой кошелек обеспечивает приют, здесь достаточно благодарности, если он получает кров. Это [10] происходит не из-за гостеприимства жителей, но из-за малочисленности населения, отсутствия дорог и мест, предназначенных для публичного отдыха. Ему следует, поэтому, запастись несколькими необходимыми вещами; такими как тент, покрывало для кровати, кастрюля для пищи, сумки с мукой для того, чтобы делать лепешки; кожаные бутылки для напитков вместе с кофемолкой, которая подбодрит его во время усталости, и оживит, когда скучно, и это действительно бесценная вещь для путешественника на Востоке.

Также необходимо знать, что ему следует запастись рекомендацией к некоторым вождям и старейшинам страны, которые, становясь его кунаками, будут нести ответственность перед своими соотечественниками за хорошее сопровождение иностранца и за то, что он — не русский шпион. Без этой предосторожности путешественник, после того, как спасся от русских крейсеров, обнаружит, что он должен бороться с другой опасностью — всеобщей враждебностью всего населения Черкесии, и он может считаться счастливым, если никахое худшее наказание не обрушится на него за безрассудство, кроме как продажа в рабство.

Эта строгая система обращения принята в последние годы конфедеративными князьями Черкесии по отношению к любому путешественнику, какой бы национальности или вероисповедания он ни был, вследствие того, что многочисленные русские шпионы привыкли проникать в страну замаскированными.

Лондон, май, 1839.

Э. С.

(пер. Н. А. Нефляшевой)
Текст воспроизведен по изданию: Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию. Майкоп. РИПО "Адыгея". 1994

© текст - Нефляшева Н. А. 1994
© сетевая версия - Thietmar. 2009
©
OCR - Анцокъо. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© РИПО "Адыгея". 1994