240. 1848 г. августа 7 — «Журнал военным происшествиям и сведениям, полученным о неприятеле на Лезгинской линии с 28 июля по 4 августа»

28 июля по недостатку подножного корма на высотах Меседельгер, 5 сотня Донского казачьего № 28 полка отпущена из отряда в полковую штаб-квартиру в ур. Кара-Агач.

В тот же день, при занятии неприятельской партией сел. Кусура, посланный туда для разведывания о неприятеле состоящий по кавалерии корнет Муртуз-Али взят в плен.

29 числа две роты 3 батальона Мингрельского егерского полка, посланные прежде с подполковником Суровцовым для произведения рекогносцировки и съемки на г. Гудур-Даг, прибыл и кр. Закаталы, не имея ни одного больного человека, несмотря на значительные холода на высотах Гудур-Дага.

1 августа получено донесение Тушино-пшаво-хевсурского окружного начальника о происшедшей в Тушетии схватке тушин с неприятелем. Партия кистин, пробравшись в Тушетию, заняла высоты над сел. Парсма. Завязалась перестрелка; бывший там заведывающий всею Тушетиею штабс-капитан кн. Макаев тяжело ранен первым выстрелом; несколько человек кистин бросились в шашки, но бывшие с кн. Макаевым два казака 23 Донского полка Чернов и Грешнев первые встретили неприятеля и увлекли других за собою, изрубили нескольких кистин, а других принудили удалиться на высоты. Перестрелка продолжалась. Между тем подоспели на помощь тушины Цовского и Гомецарского обществ, выбили кистин из завалов, положив из них на месте боя 22 человека. Неприятель принужден был обратиться в бегство и настойчиво был преследуем. С нашей стороны убит один человек из рассыльных заведывающего Тушетией и один тушин ранен кинжалом в правое плечо и в голову; штабс-капитан кн. Макаев на другой день умер от полученной им раны.

1-го же августа получено сведение о нападении за Алазанью небольшой хищнической партии на грузин, из коих пять человек убиты и двое уведены в плен. [298]

Потому 2-го августа предписано командиру 28 Донского казачьего полка производить ежедневные объезды на Алазани между Муганлинской станцией и Кара-Агачем.

2-го же августа хищническая партия около 100 человек напала на пастухов, пасших стада джарских баранов на высотах Гонзо-Гора; завязалась перестрелка. Между тем джарцы из ближних селений, одна рота пехоты и партизанская команда из Закатал поспешили на помощь, опрокинули неприятеля, нанесли ему весьма значительный урон убитыми и ранеными и сильно преследовали. С нашей стороны из жителей убит один, ранено четыре человека.

В тот же день получено верное известие, что Шамиль находится в Дарго и что в Дагестане нет никаких сборищ неприятельских. Потому и по крайнему недостатку подножного корма для казенных лошадей, войска в тот же день спустились с высот Месельдельгера и Доорджабала на плоскость к сел. Катехам, а 3 августа перешли в Лагодехи кроме двух рот, которые передвинуты в кр. Закаталы. Необходимость вынудила подъемных лошадей отправить для продовольствия за Алазань на Шаракскую (Так в тексте, должно быть Ширакскую) степь. В настоящее время войска на Лезгинской линии расположены следующим образом: для защиты горных магалов расположены в укрепленном лагере близ сел. Кяляло полтора батальона Эриванского карабинерного полка и две роты 1 Тифлисского батальона со взводом крепостных ружей и двумя горными единорогами под командою полковника Бельгарда.

В крен. Закаталах находятся другая две роты 1-го Тифлисского батальона и одна сотня казаков для разъездов.

Близ укр. Лагодех для устройства батальонной штаб-квартиры и для закрытия центра линии: 2-й Тифлисский, 3-й Мингрельский батальоны и две роты Эриванского карабинерного батальона со взводом крепостных ружей, четырьмя горными единорогами, взводом боевых ракет с одною сотнею казаков, под командою полковника Чиляева.

Близ укр. Бежаниан расположена одна сотня казаков.

Для защиты левого фланга линии кроме линейного батальона и пешего Грузинского полка там находится 3-й батальон Тифлисского егерского полка. Генерал-лейтенант Шварц.

Ф. 548, оп. 3. д. 374, лл. 97-98, 102. Подлинник.