21. 1830 г. июля 25- — Из рапорта Заведующею сношениями с берегами ЧеркессииКодинца Генерал-губернатору Новороссийскому и БессарабскомуВоронцову М. С. о подрывной деятельности турецкого агента Сеид-Ахмеда среди черкесов против России, № 154.

Г. Керчь.

Вследствие предписания вашего сиятельства от 30-го июня, № 432, поставляю долгом донести, что со времени прибытия моего к должности, хотя все действия мои ограничивал я одними только наблюдениями за ходом дел наших по части сношений с закубанскими народами, но личные наблюдения сии и получаемые мною уведомления от комиссаров наших, находящихся в Анапе, поставили меня в возможность сделать, как думаю, безошибочное заключение, что, не взирая на приобретение Анапской крепости, турки все еще сохраняют сильное влияние на горцев и не упускают никаких случаев к употреблению оного в свою пользу. Постоянное нахождение в горах паши Сеид-Ахмеда можно считать одною из существенных причин удаления от сношения с нами сих племен, коих легковерием он с искусством умеет пользоваться. Ему удалось внушить им, что Анапа уступлена временно России и что вскорости турки опять водворят владычество их во всей стране Закубанской. Должно заметить, что черкесы действительно витали некоторые события, кои, казалось им, делали вероятными слова Сеид-Ахмеда; ибо со времени открытия навигации нынешнего года турецкие суда беспрестанно приходили к разным пристаням Черкесии и Абхазии; в порте же Суджук-Кале устроились магазины, несколько кофейных домов и одна мечеть, что существует также в Геленджике и других местах. Даже в половине прошедшего июня месяца крейсировавший у берегов черкесских бриг «Меркурий» застал на рейде Суджук-Кале до 10-ти судов турецких, коих оп хотя и принудил сняться с якоря и отправиться в Анатолию, но из полученных мною впоследствии известий видно, что б судов из числа оных воротились опять и, оставшись в Геленджике, возобновили там торговлю с черкесами. Примечательно также и то, что до прибытия в Суджук-Кале брига «Меркурия» собрались туда депутаты натухайского и шапсугского племен с целью отправиться в Константинополь к султану. Когда же турецкие суда были высланы оттуда нашим бригом, то паша Сеид-Ахмед пригласил тех депутатов к себе в приморское местечко Джубгу и отправил их в числе десяти человек на особом судне в Константинополь.

Мухаммеданское духовенство, следуя внушениям Сеид-Ахмеда, а, может быть, и собственному фанатизму, не перестает действовать к расстройству сношений наших с горцами, и различные слухи, с сею целью ими рассеиваемые, несмотря на всю нелепость их, были принимаемы многими племенами с самою твердою верою.

АКАК. т. VII, № 863. стр. 892-893.