КРАТКАЯ ЗАПИСКА О ГОРСКИХ НАРОДАХ

1) Живущие внутри Кавказской губернии.

Осетины, выведенные по желанию и вышедшие сами собою из гор, живут при город Моздок, и в двух деревнях, Черноярской и Новоосетинской. Кроме почтовой повинности, никакой другой не имеют. [22] Народ сей, сколько был беден при поселении, столько теперь изобилует хлебом и скотом; некоторые из них добровольно поступили на службу в Моздокскую Горскую Казачью команду.

Черкесы. Подобно, как и Осетины, поселились добровольно при Моздоке, и несут равную с первыми повинность.

Кабардинцы. Живут в двух Аулах Кошевых и Безоруковых, по реке Куре. Занимаются хлебопашеством, а первые и коммерциею внутри России и Кабарде.

Нагайцы. Под управлением Генерал-Маиора Султана Менглигирея.

1) Аулы при посте Покорившем, верстах в 30-ти от Георгиевска, где живет и сам Султан Менглигирей.

2-е. Около Беттовых гор, аулы Султана Карам-Гирея и Бей-Мурзы.

3-е. По реке Карамыке в Александровском уезде, называемые Мангитовцы; из коих до 500 дворов суть те самые, которые переселены Генерал-Маиором Дельпоццо, с Кубани.

Вообще народ сей богат скотоводством и прежде был весьма многочислен, но в 1813 году, по наущению со [23] стороны Турок, чрез теперешнего Анапского Пашу, бежало из оного за Кубань до 7 т. семейств.

Разных Горских народов. Бабуков аул в семи верстах от Георгиевска. Составляют его: Кабардинцы, Абазинцы, и Закубанские Черкесы. Он недавно причислен к Волгскому Казачьему полку, и будет составлять из себя станицу.

Кочевые Татары: Каранагайцы. Едиткульцы, Едисанцы и Джембулуковцы, состоят под управлением Главного Каранагайского Пристава. Кочевье их по степям Георгиевского, Моздокского и Кизлярского уездов. Начинают иметь хлебопашество, но весьма малое; напротив изобилуют скотоводством, особенно Каранагайцы. Повинность их состоит в развозке нарочитого количества провианта по магазинам левого фланга линии, за прогоны. Но сверх того платят почтовые деньги. Главный Пристав состоит в зависимости Коллегии Иностранных Дел, Господина Главноуправляющего в здешнем краю и Командующего войсками на линии. Народ сей вовсе не военный, добр, и усерден к отечеству. [24]

Калмыки и Трухменцы. Состоят под управлением Главного Пристава и имеют свой Суд (зарго). Кочевье их по степям между Каранагайцами, в Кавказской, Астраханской и Саратовской губерниях. Хлебопашества не имеют. Повинность их состоит в том, чтобы, в случае надобности, являться по наряду на службу в армию. Они ежегодно выкомандировываются на кордон к Астраханскому Казачьему полку против Киргизцев, до 500 человек. Главный Пристав состоит в зависимости Коллегии Иностранных Дел и Г-на Главноуправляющего в здешнем краю. Прежде сего входил с представлениями по зависимости и к Командующему войсками на Кавказской линии. Народ сей также невоенный. Сверх того состоит 200 кибиток крещеных Калмык при Моздокском Казачьем полку. Службы никакой не несут.

2) Облегающие Кавказскую губернию народы.

Кабардинцы или Большая и Малая Кабарда. Народ в прежние времена сильный, многочисленный, повелевавший многими другими народами, всегда славный [25] особенно против, других храбростию и искуством в сражениях, уменьшавшийся от стечения разных обстоятельств и заразительной болезни, расстроенный собственными раздорами и несогласием, обитает теперь между рекою Малкою чрез Терек на краткое расстояние. Смежен с губерниею и прилегает на полдень к горам, в которых стесняет Горских Татар. Управляемый своими владельцами, имеет две Маккемы, или два суда, постановленные Генерал-Маиором Дельпоццо, в 1814 году, для разбирания и решения междоусобных дел; сверх того, по его же настоянию, есть из владельцев два Валия: но несогласия между владельцами беспокоят весь народ, и от того случаются иногда шалости в наших границах, которые однако же, в следствие сделанного постановления, отыскиваются и удовлетворяются. При них находится особенный Пристав. Руськие же имеют при себе аманатов из знатных фамилий, которые содержатся в Екатеринограде.

Горские Татары. Живут в горах, в вершинах рек: Малки, Чегема, Баксана, Терека, народ сей не силен и [26] стеснен от Кабардинцев, особенна Карачаевцы, обитающие в вершинах Малки.

В прежнее время, там находился казачий пост и неизвестно почему оный уничтожен. Они, сколько известно по собранным сведениям, тихи и миролюбивы. Должно полагать, что вообще между сими Горцами есть много пленных солдат, которые туда перепродаются, потому, что не могут выбегать обратно.

Осетины, начинающиеся от Балкарцев. Татар, живущих в вершинах реки Терека. Дугорцы, народ недавно повергшийся в подданство Российскому Престолу, и просящий позволения поселиться на долинах: с тем, чтобы при реке Арадоне построен был редут, для защиты их от Кабардинцев. Место сие было осматривано, сделано предположение и представлен план к Господину Главноуправляющему; между тем согласили их к дружбе с прочими Осетинами и Кабардинцами. С ними соседствуют Музурцы, потом Аллагирцы, по уверению коих, есть дорога прямо чрез горы в Имеретию. Когда будет разрешено построить при Арадоне редут, то можно [27] будет исследовать и обозреть сию дорогу, и ежели уверение народа окажется справедливым, то сие весьма полезно будет для казны: ибо все аммуничные транспорты могут отправляться в Имеретию кратчайшим путем из Владикавказа.

Картатинцы и Тагаурцы: Последние, более всех известны по ущелью сего имени, по которому пролегает военно-Грузинская дорога, и из которой вытекает река Терек. Из них большая часть вышла на плоскость и поселилась при Владикавказской крепости, Елисаветинском редуте и в Моздоке, а вместе с тем начали переменять самый образ жизни, занимаясь более всего хлебопашеством; от обоих сих народов имеются аманаты. Джерахи и Кистинцы живут по правую сторону Терека. Хотя и от них есть аманаты, но почти всегда скрывается между ими гнездо разбойников, следствием чего были экспедиции: но они избегали совершенного истребления под защитою неприступной природы.

Ингуши. Поселены из гор на прекрасном месте, при впадении реки Назрана [28] в Сунжу. Дикостию нравов они были подобны зверям; но в последствии, из непримиримых врагов между всеми Осетинами, они сделались нашими друзьями, и находясь под защитою поставленного воинского поста, приохотились к хлебопашеству до такой степени, что весьма в значительном количестве от избытков своих продают хлеб всем ближайшим Горским народам. Сохраняют должное повиновение к Начальству, и остаются всегда самыми злейшими врагами Чеченцев, которым они наносят большой вред и часто препятствуют разбойническим партиям прорываться на Военно-Грузинскую дорогу.

Есть еще Ингуши в горах, дальними называемые; но те остаются без всякого почти с нами сношения и в первобытной своей дикости.

Карабулаки. Народ смешанный с Ингушами, ничего незначущий, однако же для спокойствия имеются от некоторых аулов аманаты. Они имеют соляные колодцы, из коих пользуются солью и они сами и Чеченцы.

Чеченцы. Сильные многочисленностию, кровожадные, дышащие убийствами, зверские опасные хищностию. Обитают за [29] Сунжою среди больших лесов, прилегая с одной стороны к Андийцам, в горах живущим, а с другой к Кумыкам. — Не имеют никакой власти, и дают верное убежище всем злодеям из всех гор. Лесные места защищают их от наших войск. По как для них весьма недостаточно полей для хлебопашества, то они имеют оные по сию сторону Сунжи, чрез которую проходят и разбойнические их партии, и потому давно уже существует план занять и укрепить реку Сунжу.

Кумыки. Народ многочисленной и довольно спокойный. Деревни оного: Андреевская, Аксаевская, Костековская и Казиюртская, находятся на плоскости между Чеченцами, Тавлинцами и Шамхальским владением: земля, ими занимаемая, простирается до Каспийского моря. Последняя деревня значительна тем только, что стоит при дороге в Персию и имеет недавно учрежденный воинский пост, который служит надежным пунктом для выбегающих из гор пленных солдат. Прочие весьма пространны, особенно Андреевская, где каждую пятницу бывает базар, и на самом малочисленном находится всегда до 1,500 человек из других мест. Из всех Кумык, жители сей деревни [30] оказывают более прочих упрямства, неповиновения, и более прочих вмещают между собою хищников. Там живут Армяне, Жиды и имеют торг со всеми Горцами.

Качкалыки. Они суть Чеченцы, и по добровольному их желанию поселены в пяти деревнях, по равнинам Кумыкских владений, и находятся под властию сих Князей. В минувшем году, взяты от них, из хороших фамилии, аманаты.

Терские народы. Поселены из Чечни на противном берегу Терека, от Моздока до Щедринской станицы, где впадает река Сунжа. Деревни их называются по именам владельцев, как то: Иналова, Чинналиева, Ельтарова, Турлова, Бекичева и шестая Брагунская населенная Кумыками.

Вообще все вышеозначенные деревни обязаны ответствовать, ежели Чеченцы сделают в наших границах какое либо похищение пройдя чрез земли, ими владеемые. В одном месте принадлежащем владельцу Турлову есть нефтянный ключ, которым он пользуется исключительно.

Абазинцы или Малая Абазия. Обитают между Малкою и Кубанью. [31] Состоят под управлением Генерал-Маиора Султана Менглигирея, но весьма малочисленны и вовсе незначущи. Между ими есть до семи Кабардинских деревень, принадлежащих к Большой Кабарде.

3) Закубанцы.

Нагайцы и Абазинцы. Живут в вершинах Кубани и далее, по обоим Зеленчукам. В числе их находятся и те Нагайцы, которые бежали из наших границ в 1813 году. Они были бы весьма многочисленны; но от опустошительной заразительной болезни, продолжающейся довольно долго, остается всех не более 7 т. дворов.

Башилбайцы и Бесленейцы. Аулы их смешаны, и народ не сильный.

Темиргойцы и Мухошевцы. Первые принадлежащие одному владельцу Мисоусту Айтекову, были весьма сильны, но после заразы осталось не более 5000 дворов; последние малозначащи и состоят под покровительством Темиргойцев.

Абазехи. Многочисленнейший и сильнейший народ из всех Горцев. Многие утверждают, что в несколько часов, в случае надобности, могут выставить до 40 т. вооруженных всадников, и что они числом своим превышают вообще всех [32] Горцев. В прежние времена, как говорят, они, подобно другим, делали в наших границах хищничества; но с некоторого времени; почетные их старшины, были у Руского Генерала и дали обязательство не делать ничего неприятного России, и с того времени не можно жаловаться на сей народ, ни за какой его поступок. Вообще отличаются Абазехи от прочих народов тихостию нравов, спокойною между собою жизнию, крепостию тела и ростом.

Пшедухи, Атукайцы, Буховцы, Натухажцы. Народы сии, исключая последнего, довольно сильны сами по себе; сперва были недовольны Турками, но теперь ничего неизвестно. Они обитают против Черноморцев и около самой Анапы.

Текст воспроизведен по изданию: Краткая записка о горских народах // Северный архив, Часть 22, № 13. 1826

© текст - Булгарин Ф. В. 1826
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1826