№ 74

1861 г. Июнь. – Правила относительно возвращающихся из Турции кавказских переселенцев

Возвращение в наши пределы отправившихся в Турцию кавказских горцев и их семейств решительно воспрещается в случаях, поименованных в §§ 2, 3 и 4.

2.

Ежели кавказские горцы, получившие увольнительные билеты на более или менее продолжительные отпуски под предлогом поклонения гробу Магомета или для поездки в Константинополь и другие места Турции, по прибытии в пределы Турецкой империи вступят в подданство этой державы.

Примечание: Под вступлением в подданство Порты подразумевается: а) обращение к местным турецким властям с просьбою об наделе землею, б) водворение на отведенных землях, в) отдача паспорта местным турецким властям, г) отметка на паспортах, что такой-то или такие-то отправляются на переселение, и некоторые другие факты, служащие несомненным признаком намерения перейти в подданство другой державы.

3.

Горцам, кои просрочили свои паспорты.

4.

Горцам, кои пред отправлением в Турцию получили паспорты не отдельно на свое имя или с ближайшими лишь членами семейства, а будут иметь таковые, совокупно выданные на несколько семейств или лиц.

5.

Горцы, кои пред возвращением на Кавказ предъявят паспорты, не просроченные и выданные на отдельное лицо или с ближайшими членами семейства, и при том не изобличены в намерении [125] принять подданство Оттоманской Порты, могут быть возвращаемы на Кавказ, но в том только случае, ежели они заявят, что имеют на родине оседлость или имущество.

Причем консулы наши должны предварять таковые, что в случае несправедливости сделанных ими показаний, они не будут водворены в прежние места жительства и с ними будет поступлено по усмотрению русского правительства.

Примечание: В случаях сомнительных консулам нашим вменяется в обязанность приостанавливать выдачу разрешения для прохода на Кавказ до тех пор, пока не будет сделано сношение с кавказским начальством и не получено от сего последнего положительных сведений, что на выдачу означенного дозволения препятствий не имеется.

6.

Тех горцев, которых по возвращении из Турции кавказское начальство не признает удобным поселить в прежних местах жительства или в Ставропольской губернии, отправлять на поселение в Оренбургский край, где для этой цели будут отведены особые места по распоряжению командира отдельного Оренбургского корпуса. С горцами же, без дозволения прибывшими из Турции в наши пределы, поступать по определению кавказского начальства.

7.

Отправление в Оренбургский край совершается трояким образом:

а) Переселенцы, возвращающиеся из Турции через черноморские порты, отправляются в Ростов, откуда они на пароходах, делающих рейсы по Дону, подымутся до Калачевской пристани; затем по переходе от этого пункта сухим путем до Царицына, снова водою до Самары на пароходах одной из волжских компаний.

б) Переселенцев, возвращающихся из Турции сухопутно через границу Эриванской губернии, направлять в Баку, оттуда на пароходах общества «Кавказ и Меркурий» до Самары.

в) Переселенцев, возвращающихся через границу Кутаисского генерал-губернатора, направлять сухопутно в Поти и отсюда путем, означенным в пункте «а».

Примечание: Исключая особых крайних случаев, принять за правило, чтобы высылаемые в Оренбургский край горцы были отправлены туда в теплое время года, пока навигация на Дону и Волге не прекратилась. Для сего консулам нашим поставить в обязанность не выдавать разрешений на пропуск через границу позже августа месяца, исключая тех горцев, которые возвращаются по одиночке без семейства и потому могут быть водворяемы в прежние места жительства. [126]

г) Если бы в крайнем случае встретилась надобность отправить переселенцев в Оренбург в позднее время года, когда движение пароходов по Волге и Дону прекращается, то направлять их в Самару сухопутно отдельными партиями не более 24 семейств каждая по прилагаемому при сем маршруту.

8.

Во время следования переселенцев в Оренбургский край, как водою, так и сухопутно, назначаются им до прибытия в место водворения в этом крае кормовые деньги и подводы (при следовании сухопутно) в размере, указанном в нижеследующих параграфах.

9.

На каждого мужчину и женщину свыше 14 лет по табели о суточном продовольствии рекрут и приходящих команд улучшенною пищею, приложенной к ч. II кн. I Св. Воен. Пост, издания 1859 года, что составит деньгами на каждого в сутки: по Закавказскому краю 8 1/2 к., по Ставропольской губернии 6 коп., по земле Войска Донского 4 1/2 к., по Екатеринославской губернии 5 к., по Астраханской губернии 6 1/4 к., по Саратовской 5 к., по Самарской 4 3/4 и Оренбургской 5 к.

На детей обоего пола, не достигших 7 лет, кормовые деньги без улучшенной пищи, по табели, приложенной к статье 982 кн. III час. IV Св. Воен. Пост, издания 1859 года в половинном количестве; на детей 7 и до 14 лет включительно кормовые деньги без улучшенной пищи в полном количестве по той же табели, приложенной к статье 982 книги III час. IV Св. Воен. Постановлений.

Примечание 1. Производство кормовых денег начинается: для горцев и их семейств, возвращающихся из Турции через черноморские порты азиатской Турции со дня прибытия в Ростов; для возвращавшихся через сухопутную границу – со дня прибытия на границу.

Примечание 2. Кормовые деньги на основании вышеизложенного расчета выдаются на руки каждому семейству за семь дней вперед.

10.

Во время сухопутного следования переселенцев вплоть до места водворения в Оренбургском крае назначить по одной обывательской подводе на каждые два семейства за указанные прогоны. [127]

11.

При отправлении переселенцев в Оренбургский край в зимнее время для постройки полушубков, в случае неимения у переселенцев собственной зимней одежды, на каждое семейство отпускается от казны круглым числом по 7 р. 26 к. (полагая стоимость полушубка, определенную в 1272 ст. час. IV кн. III Св. Воен. Постановлений издания 1859 года, по 2 р. 42 к.), каковые деньги и выдаются для означенной цели на руки горцам.

Примечание. Если семейство состоит из 2 или 3 человек, то для постройки полушубков отпускается 4 р. 82 к.

12.

Для сопровождения каждой партии переселенцев из пунктов отправления до мест, им назначенных для постоянного водворения в Оренбургском крае, назначать по одному благонадежному и грамотному уряднику или унтер-офицеру, на обязанность которого возложить надзор за порядком в партии во время пути и на месте и содействие в необходимых случаях через местные власти к безостановочному следованию партии. Ему же вручаются кормовые и прогонные деньги при шнуровой книге, для употребления таковых согласно §§ 9 и 10 сих правил.

13.

Сопровождающему партию уряднику или унтер-офицеру отпускается по 15 коп. в сутки кормовых денег за все время по числу дней сопровождения партии и возвращения его назад и сверх того при сухопутном следовании прогоны в оба конца на одну лошадь.

14.

Дабы не допустить переселенцев до каких-либо важных беспорядков во время пути, побегов, своевольного уклонения от следования по данному маршруту и проч., назначается вооруженная стража, смотря по надобности от 5 до 10 человек на каждую партию, которая и сопровождает партию от одной станции до другой или от одного этапа до другого или до ближайшей инвалидной команды, смотря по тому, как будет назначено.

15.

Для большей безопасности во время следования запрещается переселенцам иметь при себе оружие, которое отбирается на сухопутной границе или на тех пунктах, от которых пересыльные получат от казны кормовые деньги; оружие разрешается [128] горцам продать самим или же продается при содействии местной власти с возвращением вырученных денег переселенцам.

16.

На ночлегах и дневках переселенцы распределяются, смотря по времени года, или в поле биваком близ селений, или в селениях по обывательским домам и сараям целыми семействами, причем сопровождающей их страже, вспомоществуемой особо наряжаемыми на этот случай обывателями, поручается надзор за поведением их во все время пребывания на месте; следующему же при партии уряднику или унтер-офицеру вменяется в обязанность наблюдать, чтобы во время ночлега и дневки переселенцам не были делаемы вред и притеснения со стороны обывателей под опасением строгой за то ответственности со стороны последних.

17.

В случае болезни кого-либо из переселенцев, препятствующей продолжению пути, таковой сдается для помещения в лазарет или больницу, причем наблюдается следующее:

а) отнюдь больных не оставлять по деревням, а непременно довозить до ближайшего лазарета или больницы;

б) если заболеет кто-либо из членов семейства, как-то: отец, мать, сын, ежели он несовершеннолетний, или сестра, племянница, несовершеннолетние брат или племянник, при нем впредь до поправления оставляется и все семейство, которому во все время пребывания на месте выдаются от местного начальства по § 9 сих правил кормовые деньги и, сверх того на наем помещений 1 р. 20 к. в месяц, ежели помещение не будет отведено в натуре;

в) при выздоровлении заболевшего он вместе с семейством, будь таковое было при нем оставлено, отправляется к месту назначения уже по этапам с сохранением, однако же, во время пути назначенных § 9 кормовых денег и с правом взимания по одной одноконной обывательской подводе;

г) в случае смерти заболевшего семейство, при нем оставленное, по отдании последнего долга умершему, немедленно отправляется к месту назначения с соблюдением правил, изложенных в пункте «в»;

д) деньги на содержание больного в лазарете или больнице, а равно и на содержание во время нахождения семейства больного на месте и для снабжения онаго кормовыми и прогонными деньгами при отправлении в путь требуются местным начальством от ближайших казенных палат. [129]

18.

По прибытии партий переселенцев в Самару они немедленно сдаются таможенному местному военному начальству. Главное же начальство Оренбургского края, получив уведомление о направлении таковых партий в Самару, заблаговременно делает распоряжение о дальнейшем направлении этих партий от Самары к предназначенным для них местам жительства с соблюдением, однако же, всех предыдущих правил. Равным образом на попечении главного начальства этого края лежит как самое водворение в указанные места переселенцев, так и определение необходимых льгот и пособий при предстоящем переселенцам хозяйственном обзаведении.

19.

Все издержки за отправление переселенцев с Кавказа в Оренбургский край, а равно и по водворению их в этом крае, относятся на государственное казначейство.

Начальник главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенант Карцов

В публикации Керефова Б. См.: Хасэ. 1995. № 21. 27 мая.