№ 44

1860 г. апреля 17. – Рапорт начальника Кабардинского округа Орбелиани Евдокимову о результатах переговоров с кабардинцами, изъявившими желание переселиться в Турцию (450 семей)

Вчерашнего дня по вызову моему собрались у меня аульные владельцы и старшины и с ними явились многие из желающих переселиться в Турцию. Руководствуясь наставлениями Вашего сиятельства, данными мне в Грозной, и инструкциею, изложенною в письме Вашем от 11 сего апреля, я в самых сильных и убедительных выражениях объяснил им бедственное положение горцев, переселившихся с Правого крыла в Турцию, нежелание тамошнего правительства дальнейшего переселения туда кавказских горцев, вследствие беспорядков, которые они дозволили себе в Турции, и, напротив этого, человеколюбие и великодушие нашего правительства, соболезнующего в их бедствии; затем я объявил: 1) что из 450 семейств, получивших уже разрешение отправиться, могут пользоваться этим разрешением кто только пожелает, но никто из них не может быть отпущен сухим путем, а непременно через Тамань морем, и что они отнюдь не должны медлить своим отправлением и выездом из округа до 10 мая; позже этого срока они потеряют права на отпуск в нынешнем году. Я не сказал им, что правительство наше препятствует им в переселении, вполне надеясь, что одни только закоснелые фанатики отправятся морем и ни один из благонамеренных людей не решится предавать семейство свое случайностям морского путешествия, столь страшного, по мнению кабардинцев, а короткий срок я объявил под предлогом будто за этим сроком в нынешнем году должны быть сроки для таких же переселенцев из жителей других округов, но имел в виду еще более ограничить численность переселяющихся, ибо, как полагаю, весьма немногие успеют в этот срок быть совершенно готовыми к путешествию, 2) что кто же из этих 450 семейств не успеет предпринять в этот срок путешествие, [97] а также и те, которые хотя не получили разрешение, но желают отправиться в Турцию, не могут быть отпущены в нынешнем году и должны иметь дозволения в будущем году. 3) Чтобы вполне были убеждены в бедственном положении в Турции переселившихся горцев с Правого крыла, я (сообщил) им, чтобы оставшиеся после этого срока в Кабарде по выбору своему отправили депутацию в Турцию, которая бы могла на самом деле убедиться в этом.

Выслушав меня, после некоторого совещания те, которым был разрешен отпуск, просили дозволить отправить несколько человек из среды особенно желающих переселения к Вашему сиятельству с просьбой о разрешении им отправиться сухим путем. Хотя я предупреждал, что сухим путем не могут быть отпущены собственно потому, что за Кавказом все земли суть частная собственность и путешественники не будут иметь продовольствия для огромного количества скота, который будет следовать с ними и возбудит неудовольствие землевладельцев, но, впрочем, желая убедить их, что распоряжение это истекает от высшего начальства, я дозволил им явиться к Вашему сиятельству, при этом докладываю, что лица, избранные для представления Вам просьбы этой, суть главы фанатиков, увлекающих и волнующих народ. Те же, которые желают также переселения, но еще не получили разрешения, изъявили непременное намерение составить депутацию для отправления в Турцию, чтобы самим убедиться в тех действиях, которые ожидают их, по словам нашим, в Турции.

Докладывая об этом В. С-ву, имею честь присовокупить, что если бы вопреки моего ожидания все 450 семейств успеют приготовиться к отправлению в этот срок, то полагаю необходимым предоставить владельцам предъявлять свои права к удержанию отправляющихся с тем, чтобы я мог из них уволить только одних фанатиков, а остальных задержать под предлогом непозволения владельцев. Так как одной из главнейших мер ограничения числа переселяющихся, сопряженных с добровольным действием их, есть короткий срок, то поэтому покорнейше прошу В. с-во не изменять этого срока, но если бы в этот срок никто не успел приготовиться, то дозволить мне тогда выбрать по указанию благонамеренных здешних владельцев от 60 до 100 семейств беспокойных фанатиков и отправить их морем в продолжение весны и после назначенного срока; при этом имею честь убедительнейше просить не давать разрешения на отправление сухопутью, ибо неохотно решаются на морские путешествия.

В заключение долгом считаю донести, что мною объявлено всем заниматься хлебопашеством и на нынешний год никому не ожидать разрешения на переселение, кроме тех, кто из 450 семейств будет готов к путешествию к 10 мая.

ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 465, л. 3 и 3 об.