№ 341

1873 г. декабря 12. – Отношение начальника Кубанской области наместнику Кавказа о настроении среди бжедугов и шапсугов «на поголовный уход» в Турцию и о мерах, направленных на регулирование этого движения

В исполнение воли Вашего императорского высочества, выраженной в телеграммах ко мне статс-секретаря барона Николаи от 5 и 8 числа сего декабря по поводу одновременного выезда в значительном количестве горцев вверенной мне области в Турцию, имею честь довести до сведения Вашего о следующих подробностях, коими сопровождался этот выезд и вообще о настроении, какое существует в среде горского населения области в настоящее время. [445]

Временными правилами о порядке увольнения мусульман Кубанской области за границу по сие время воспользовались преимущественно горцы Майкопского и Баталпашинского уездов. Из двух этих уездов осенью текущего года выехало в Турцию, как я сообщал в телеграмме моей от 6 числа сего декабря, 420 семейств в количестве 3400 душ обоего пола. Из них 271 семейство село на пароходы в Керчи, а 149 семейств в Туапсе. Движение выезжавших семейств по области совершилось в должном порядке, партиями и под наблюдением полицейских властей, а если и было где накопление их в больших массах, то только в портах, в которых они садились в пароходы. Настоящее же настроение горского населения следующее: с весною будущего года бжедухи и шапсуги намерены попытаться вынудить у русского правительства согласие на поголовный и безденежный выпуск их в Турцию.

Надежду на такой выпуск они основывают на сильной поддержке Турецкого правительства, обещавшего им свое ходатайство.

Только этою надеждою я объясняю нежелание бжедухов воспользоваться на основании временных правил правом выезда в Турцию под видом богомолья и просьбою, обращенною недавно ко мне, не разрешить выезд никому из их племени до возвращения их депутатов из Константинополя.

Горцы Майкопского и Баталпашинского уездов намерены выжидать чем кончатся попытки бжедухов и в случае успеха думают заявить те же требования, а при неуспехе продолжать поголовное выселение в Турцию под видом пилигримства в Мекку на основании временных правил.

Из представляемого при сем в подлиннике письма на арабском языке с переводом на русский, привезенного двумя возвратившимися бжедухами из числа шести, выехавших в конце прошлого года в Константинополь с целью ходатайства у Оттоманской Порты в пользу их соплеменников, желающих переселиться в Турцию, Ваше императорское высочество изволите усмотреть, что горцы Кубанской области не без основания питают надежды на возможность осуществления их стремления. Не думаю, чтобы настойчиво повторенный отказ на попытки их к выселению в Турцию мог вызвать серьезные беспорядки, но зато заявлений об отпуске на богомолье поступили тысячами одновременно со всех трех уездов.

Первоначально я надеялся, что на ослабление подобного настойчивого стремления можно будет действовать отчасти путем внушения, указывая им на то бедственное положение, которое ожидает их в Турции; но после сведений, доставленных в недавнее время одним из жителей аула Псейтук Екатеринодарского уезда Хамко Абатовым, из которых обнаруживается, что турецкое правительство само покровительствует эмиграции горцев, оказывая им в Константинополе всякую материальную помощь, я прихожу к убеждению, что все попытки мои в духе [446] удержания горцев от эмиграции не приведут ни к каким существенным результатам.

Таким образом, ввиду предстоящего с начала весны движения еще в больших размерах, я полагал бы необходимым принять следующие меры к регулированию этого движения.

1. В случае всеобщего или чрезмерного заявления о выезде за границу назначить известный процент в год из каждого общества, который может воспользоваться выездом при условии исполнения всех формальностей, требуемых временными правилами, предоставить в то же время выбор лиц или самим обществам, или по усмотрению моему уездным начальникам.

2. Норму, какую придется назначить для выезда, теперь определить считаю преждевременным: она обозначится после первых заявлений и вообще сообразно настроения умов населения, но во всяком случае не менее 15 % на все горское население.

3. Ввиду затруднений при большом накоплении богомольцев в портах и затруднительности приготовления для них перевозочных средств, направлять их с мест жительства, по возможности партиями от 100 до 200 семейств, частью в порты Черноморского округа и частью в Керчь при сопровождении благонадежного полицейского чиновника или офицера. Опыт нынешнего отправления показал всю практичность последней меры, ибо прохождение 420 семейств по области и погрузке их на суда совершились в полном порядке и без малейших затруднений.

4. Так как после издания и обнародования во всеобщее сведение временных правил изменение их в чем-нибудь создало бы новые затруднения, то я полагаю полезным и необходимым оставить означенные правила в своей силе и все меры относительно движения горцев ограничить теми, которые изложены мною в предыдущих 3-х пунктах.

Представляя эти мои предположения на благоусмотрение Вашего императорского высочества, считаю долгом доложить, что в действиях своих по предстоящему вопросу я буду иметь честь ожидать дальнейших указаний Ваших.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 159, л. 15-16 об.