№ 272

1864 г. ноября 28. – Рапорт временно командующего войсками Кубанской области генерал-лейтенанта Ольшевского главнокомандующему Кавказской армией о ходе переселения черкесов в ноябре 1864 г., о крушении корабля и гибели 300 черкесов, об оказании спасшимся 170 человекам медицинской и материальной помощи

Начавшееся в начале весны 1864 г. переселение туземцев в Турцию в больших размерах продолжалось все лето и осень текущего года. Первоначально отправились в Турцию туземцы, вытесненные из занимаемых ими мест успехами нашего оружия в конце 1863-го и в начале 1864-го годов; некоторые же из них, не оставляя намерения переселиться в Турцию, для выгоднейшего сбыта своего имущества временно перешли в Абадзехский округ, откуда, начиная с конца сентября, туземцы, успевшие [330] продать имущество и окончательно приготовиться к переселению, начали отправляться отдельными партиями к Новороссийскому порту.

Имея в виду приказание Вашего императорского высочества, переданное мне из Орианды в отзыве полковника Старосельского к генерал-лейтенанту Бабичу от 9-го октября 1864-го года за № 105-м, дозволять отправление из мест жительства туземцам, которые распродали свое имущество и по расчету времени могли прибыть к Новороссийску не позже, 1-го ноября, мною предложено было начальникам туземных округов, не поощряя переселения вверенных им туземцев, дозволить таковое тем, которые окончательно приготовились к отправлению за границу, наблюдая при том, чтобы переселенцы выступили из занимаемых ими мест не позже 20-го октября, так как выступившие после этого времени никак не могли прибыть в Новороссийск к сроку, назначенному для завершения операции по отправлению в сем году горцев в Турцию, т. е. к 1-му ноября.

По донесениям начальников округов Верхне-Кубанского и Бжедуховского, в сентябре и октябре месяце из названных округов отправилось в Турцию небольшое число семей, собственно для поклонения гробу Магомета, и по своим частным делам; из Абадзехского же округа, по донесению полковника Абдрахманова, до 20-го октября отправились в Новороссийск, с целью переселения в Турцию, до 2000 семей или 20 тыс. душ обоего пола, о чем и донесено им Вашему высочеству от 23-го октября № 1041.

Задержанные в пути дурным состоянием дорог и затруднительностью переправ от бывшего разлития бассейна р. Кубани, переселенцы успели прибыть к Новороссийску только в первых числах ноября месяца.

Генерал-лейтенант Бабич, получив сведение о направлении к Новороссийскому посту 20 тыс. душ туземцев, при содействии агента Турецкого правительства Галжи-Гасан-Эфенди приготовил для принятия ожидаемых переселенцев до 20-ти разного рода паровых и парусных судов. На турецких пароходах переселенцы, преимущественно беднейшие, перевозятся в Кюстенджи, а в Самсун и Трапезунд отправляются только желающие водвориться в Малой Азии; причем на принятие их, в этих портах агентом Турецкого правительства выдаются свидетельства. О ходе отправления в Турцию прибывших в Новороссийск 20 тыс. туземцев получены мною от генерала Бабича следующие сведения:

8-го ноября на турецком пароходе отправлено 2500 душ, а 12-го на два парохода посажены 4 тыс. душ. С 12-го же ноября посадка пассажиров на суда прекращена по случаю начавшегося дуть N-O, усилившегося впоследствии до такой степени, что находившиеся в бухте суда были в небезопасности. N-O дул с такой силой, что жители несколько дней не могли топить печей; [331] ходить поодиночке не было никакой возможности. Пароходы держались в бухте под полными парами, а парусные суда стояли на якорях, не имея возможности выйти в море.

Нагруженное до 12-го ноября парусное турецкое судно «Нусред-Багры» – 470 душ переселенцев и удерживаемые N-O в бухте, 17-го ноября в 3 1/2 часа пополудни сорвалось с якорей и порывом ветра выброшено на берег против здания бывшего Новороссийского госпиталя; причем самое судно разбилось в щепы. К спасению погибавших были приняты энергические меры; командами, высланными из укрепления, и частными людьми спасено 170 душ, остальные 300 погибли. О происшествии этом производится формальное следствие.

Из числа 170-ти душ, спасшихся пассажиров судна «Нусред-Багры», 120 душ поступило в Константиновский госпиталь для пользования.

Войдя в бедственное положение упомянутых 170 душ, лишившихся всего принадлежавшего им имущества, мною разрешено генерал-лейтенанту Бабичу выдать им в пособие для приобретения необходимой одежды по 2 рубля на человека из сумм, находящихся в его ведении.

Относительно находящихся ныне в Новороссийске в ожидании отправления в Турцию др. 15 тыс. туземцев – мною сделаны следующие распоряжения:

1) Во избежание крушения судов предписано генералу Бабичу избегать отправления горцев в Турцию на парусных судах, а производить отправление их преимущественно на паровых судах и притом в благоприятное время для морского переезда.

2) В случае невозможности отправить в Турцию всех находящихся в Новороссийске туземцев предложено генералу Бабичу озаботиться предоставлением им средства наивозможно лучше провести зиму в наших пределах.

По донесению генерала Бабича, почти все находящиеся в Новороссийске туземцы устроили балаганы или шалаши, в которых могут провести зиму без больших затруднений. Не успевших же себе устроить временных помещений я разрешил разместить по станицам Адагумского полка.

3) Для оказания медицинского пособия заболевшим туземцам назначен постоянный медик и фельдшер, и

4) На все время пребывания туземцев в Новороссийске для полицейского надзора, дабы переселенцы не могли бродить по горам и разбойничать, мною усилен гарнизон названного укрепления 2-мя ротами пехоты и частью конницы из числа находящихся на кордонной линии Адагумского конного полка.

Представляя вышеуказанное на благоусмотрение Вашего императорского высочества, прошу утверждения сделанных мною распоряжений относительно находящихся в Новороссийске туземцев, так и принятия на счет казны выданного пособия по 2 рубля на человека 170-ти душам, спасшимся при крушении судна «Нусред-Багры». [332]

Сведения о ходе отправления в Турцию упомянутых выше 15 тыс. туземцев я буду иметь честь представить Вашему императорскому высочеству по получении ожидаемых мною донесений от генерал-лейтенанта Бабича.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 142, л. 1-3.