№ 242

1864 г. июня 24. – Письмо поверенного в делах России в Константинополе Новикова начальнику главного штаба Кавказской армии Карцову о роли доктора Бароцци в «карантинном стеснении» горцев (результат англо-французской интриги), о желании черкесов вернуться на Кавказ

Доктор Бароцци, приезжавший сюда инспектором по карантинной части во время переселения горцев, за свои труды получил орден Почетного Легиона. Эта награда императора французов турецкому доктору лучше всех комментарий объясняет цель, с которой был прислан г-н Бароцци и о которой я в свое время писал Вашему превосходительству.

Собственно для Трапезунда и для горцев г-н Бароцци ничего не сделал, и турецкое правительство имело полное право не признать за ним заслуг, ибо карантинные стеснения были англо-французской интригой, против которой не только мое, но и турецкое правительство должно было бороться.

В истекшей неделе не было прибытия новых переселенцев. Из прежних многие отправлены в Румелию и во внутрь Пашалыка. Кроме ста семейств шапсугов, изъявивших желание идти назад в Пшад и подчиниться всем нашим законам, около 100 натухайцев желают переселиться из Самсуна туда же. Они уже подсылали ко мне шпионов узнать мое мнение и получить дозволение идти назад. К этим двум случаям неудовольствия переселенцев к здешним властям я позволю себе присовокупить два других случая, показывающих до какой степени деморализованы вообще горцы. Турецкое правительство хотело было приостановить продажу невольников, тогда в лагере Саридере вспыхнуло такое сильное неудовольствие, что Эмин-Паша, бывший там по этому случаю, бежал оттуда, дав обещание не стеснять более торговли невольниками.

В рекруты турецкое правительство берет только неженатых, а как охотников много и из женатых, то они отказываются не только от своих жен, но и от детей, если ранее не распродадут их.

В заключение считаю своею обязанностью представить вашему превосходительству список лицам (В этом списке значится 55 человек), которых императорское консульство в Самсуне освободили из черкесского плена и отправили в Поти, несмотря на отказ Паши оказать нам какое-либо содействие в этом деле.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1097, л. 14-15.