№ 8

1850 г. июня 8. – Ст. Лабинская. Рапорт начальника Правого фланга Кавказской линии генерал-майора Евдокимова командующему войсками Кавказской линии и Черномории генерал-лейтенанту Заводовскому с сообщением сведений о деятельности Магомет-Амина

Секретное, весьма нужное

Действия Магомет-Амина с каждым днем становятся опаснее. Он утвердил влияние свое на все народы за Кубанские и на сих днях принял присягу от всех старшин шапсугских. Касательно племен, полагающихся покорными Российскому правительству, происки Магомет-Амина возымели также большую силу. Хатукаевцы [45] уговорились взносить по 3 руб. серебром с двора за дозволение жить спокойно на прежних своих местах. Князь Хатукаевский Джан-Гирей Киркожев, вызываемый Магомет-Амином для свидания, хотя не поехал к нему сам, опасаясь взыскания от русского начальства, однако посылал близкого своего уздена. В чем заключается сношения его не открыто.

Темиргоевцы сделались почти явными врагами; у них ежедневно проживают посетители из непокорных обществ, а мы между тем не получаем от них никаких сведений, и лазутчики наши не избегают уже опасности в аулах темиргоевцев. Так, посланные мною четыре лазутчика по двум путям, занятым аулами темиргоевцев, возвратились без успеха потому, что были встречены непокорными и едва успели укрыться в лесу, причем один ранен пулей в ногу. Кабардинцы и бесланеевцы также не надежны, и говорят даже, будто князья и старшины последних давно уже присягнули Магомет-Амину в готовности следовать за Лабу, как скоро представиться к тому возможность. По этой причине Магомет-Амин возвратил и скот, захваченный партиею его при вторжении 4 мая сего года у бесланеевцев. Для пресечения возможности получать сведения о действиях своих Магомет-Амин выставил кордонную линию противу Лабы, которая с такою исправностию стережет все пути, что независимо от лазутчиков, упомянутых выше, были отправлены мною еще четыре в двух направлениях через вершины Лабы, и обе партии испытали ту же неудачу: двое, открытые в ауле Едиговцев, были преследуемы до Лабы и один убитый остался в руках неприятельских, а другой возвратился раненный в руку; из числа других двух один тяжело раненный был брошен своим товарищем в лесу, и для спасения его я должен был посылать казаков за Лабу, которые его и доставили.

Таким образом, из шести партий лазутчиков только две успели проникнуть к бжедухам через Черноморский кордон и доставили мне некоторые сведения, более достоверные, чем те, которыми услуживают нам бесланеевцы и темиргоевцы.

Из всего этого, Ваше превос-во, изволите усмотреть, что в намерениях Магомета-Амина с каждым днем обнаруживается более важности, требующей с нашей стороны безотлагательных мер к противодействию. Приобретенная им власть у горцев дала ему средства быстро соединять значительные партии и направлять их по усмотрению, которое трудно угадывать на огромном пространстве нашей линии. Поэтому мы должны быть во всегдашней готовности, а для обороны станиц и укреплений раздробить силы и без того довольно слабые.

Между тем настает покосная пора, а затем уборка хлеба. Войска, составляющие главные наши средства, заключаются в казаках, из коих каждому необходимо позаботиться о заготовлении сена, зерна для строевой лошади, да хлеба для содержания семейства. Согласить эти обстоятельства, совершенно противные одно другому, может только дело случая, ибо по расчету видно, [46] что отвлечение казаков от хозяйства в необходимое для устройства его время года поведет к материальному расстройству это войско, состоящее в полной зависимости по строевой части от благосостояния домашнего, а ослабление линии роспуском в дома представляет удобный случай неприятелю нанести вред нашему поселению на Лабе. По этим причинам я приемлю смелость все покорнейше просить Ваше превос-во разрешить мне задержать Донские полки №№ 24 и 38 на Кубани и Лабинской линии до 15 августа, в том внимании, что присутствие их в это время, не вовлекая казну в издержки на фуражное довольствие лошадей, доставит возможность распустить линейных казаков в дома и даст им средство обеспечить необходимые заготовления к зиме.

Причем имею честь доложить Вашему прев-ву, что один из Донских полков, № 24, выступает, согласно предписания Вашего ко мне от 2-го числа сего месяца за № 25, из станицы Лабинской 9-го числа и будет иметь дневку в Прочном Окопе. Другой же полк, № 38, стягивается с занимаемых им мест в укрепление Зассовское и останется в собранном мною отряде до получения предписания Вашего на настоящее представление.

РГВИА, ф. 13454, оп. 6, д. 847, л. 97–99.