№ 3

1841 г. – Статистическое описание предгорной полосы между реками Кубанью, Лабою Фарсом и Пафирью, составленное топографом штабс-капитаном Петуховым в 1841 г. [31]

Кубань на всем своем протяжении с правой стороны принимает реки:

Хазакву или Худес Джеганас
Мару Абизинку или Тахтамышевку
Хумару
Яман-су Овечку
Учь-Курку Жмурку
Дотруту Невинку

Кои все по величине своей незначительны.

С левой стороны:

Догут Псинафу
Теберду Шауашу (Белую)
Кичу-Инджик (р. Мал.Зеленчук)  
Улу-Инджик (Бол. Зеленчук) Пшиш
Уруп Пчиг
Тарс или Зеленчук Пшикупс
Лябу (Лабу) Афипс

Антхир, Абин, Бакан и многие другие, не доходя до Кубани, разливаются в болоте Аушеиз, Тлахафиш, Пшезыс и Кунипс, известные под общим названием Аушетских, Тлахафишских, Кунипских болот.

Лаба. В реках Кубанской системы первое место занимает Лаба; она вытекает из снежного хребта горы Марашбы. Исток ее поныне не исследован, но полагать должно, что в верховье ее находятся пороги и водопады, о чем свидетельствует непомерная быстрота воды, несущаяся из узкого скалистого ущелья при Тамовском ауле. Лаба, туземцами называется Ляба, от истока своего до гор, называемых черныши, протекает прямо на север, от Черных гор легко уклоняется к западу и следует северо-западным направлением, многими рукавами и небольшими протоками до устья Чамлыка; отсюда она, соединяясь в один проток, приняв более западное уклонение, изливается в речку Кубань против Усть-Лабинской станицы.

Лаба, или Ляба, с правой стороны принимает реки: Ардошин, Коксу, Чамлык (Чамлык, или Салпук, принимающий справа Каир Чаклы), Синюху.

С левой стороны: Декеске, Малую Лабу, Падаго (Шедок), Ходез, принимающий слева:

Гупс Фарс или Яман-су
Чукураге Уль или Балал-су
  Риагу или Миагу

Лаба, как и Кубань, имеет весьма быстрое течение (по причине большого падения дна и тяжести давления массы воды). Вода в Лабе во время разливов и дождей бывает весьма шумная, причиною тому – ильное стремление и напор поднявшейся воды, [32] которые, обрывая глинисто-иловатные берега и растворяя оные, несут с собою большое количество илу, так же во время дождей, обмывающих склоны лощин и оврагов, соединяющихся с Лабою посредством небольших речек, ручьев и сухих балок, по которым стекая большое количество грязи, илу и глины, производят грязный желто-пепельный цвет воды.

Долина Лабы образуется ниже Тамовского аула, по выходе ее из скалистого ущелья, которая против Ахмет Горы опять превращается в теснину, продолжающуюся около 10-ти верст; далее эта долина опять расширяется, а против Засельского укрепления доходит до 12-ти верст, а ниже Михайловского укрепления расширяется до 20 верст, к устью Чамлыка снова начинает суживаться, где левый нагорный берег оканчивается мысом между речками Чукораге и Фирсом. Правая же, нагорная, прибрежность ниже впадения Чамлыка начинает приметно возвышаться и продолжается обрывами подле самой Лабы до реки Кубани.

Разлитие Лабы бывает в одно время с Кубанью: при вскрытии, таянии горных снегов и продолжительных проливных дождях вода в Лабе поднимается от 4-х до 10-ти футов, также в весеннее время, почти каждодневно, вода выступает из своего русла и затопляет все прилегающие низменности.

Течение Лабы от истока до ее устья простирается до 260 верст. Ширина ее в разных местах различна: в теснине против Ахмет Горы она довольно узка и едва доходит до 10 сажень, а от Шелаховских аулов до устья Чамлыка, где она протекает многими рукавами, ширина главного протока простирается от 10 до 35 сажень, с островами же, протоками и рукавами от 100 до 500 сажень. Она на всем своем протяжении имеет много бродов, но места их определить невозможно по причине, что при каждом новом полноводии или прибыли воды главный поток изменяет свое направление, прорывая новое русло. Глубина Лабы до впадения Чамлыка простирается от 3-х до 9-ти футов, далее же устья его до впадения в Кубань ширина Лабы от 20 до 50 сажень, а глубина от 3 1/2 до 12 футов, здесь броды по ней более постоянные и суть единственные переправы, которые очень трудно и почти невозможно заменить искусственными.

Мосты на Лабе устраиваются черкесами каждогодно, после больших вод, на легко вбитых сваях, связанных поперечными перекладинами, на которые кладутся продольные брусья, с поперечною настилкою из кругляшей, вместо перил по обеим сторонам моста делается плетневая загородка, несколько наклонная к воде, и весь мост застилается соломою. Хотя устройство таковых мостов временное и легкое, однако они выдерживают перевоз больших тяжестей.

В 1840 году, при возведении укреплений на Махошевском просеке, пытались устроить постоянную переправу через Лабу. На этом предмете положено сделать мост. Работы начались удачно 15 июля. Мост этот устроен был на 32-саженной ширине [33] одного из рукавов Лабы на 17 козлах, расстоянием один от другого на 2 сажени, сплоченными во всю длину трения продольными толстыми брусьями, с поперечною дощатою настилкою. После 20 июля начали перепадать дожди и усилились более в горной полосе, от него вода в Лабе поднялась против обыкновенной высоты на более аршина. Этою небольшою прибылью воды вырвало среднюю часть моста. После таковой попытки остается еще одно средство, и кажется верное, – устройство паромов, которое однако ж не везде может быть исполнено, по причине множества рукавов выше устья Чамлыка и отмелей, в редких только местах Лаба соединяется в один проток и удобна к устройству паромных переправ.

В стратегическом отношении Лабу рассматривать в двух различных видах: 1) как границу мирных горцев с мятежными абадзехами; 2) как важную оборонительную линию. В первом случае близость враждовавших горцев, частые и быстрые экспедиции или набеги, могущие быть проводимы с нашей стороны, смотря по обстоятельствам времени и удобству переправ, постоянно угрожают горским племенам. Но гораздо важнее значительность Лабы в смысле оборонительной линии на западной стороне Закубанских земель. Построение Зассовского, Махошевского и Темиргоевского укреплений с возведением по главным путям сообщения Ново-Георгиевского укрепления и четырех постов: на Урупе, Синохе, Коксу и Чамлыке – совершенно обеспечены внутри лежащие земли и прикрыты все главнейшие переправы. В случае долговременных экспедиций за Белую Реку для покорения горских народов – три первые укрепления по Лабе могут быть складочными местами: провианта, фуража, запасного оружия и снарядов, также во время прорывов в наши границы небольших партий горцев представляется возможность из ближайших укреплений совершенно их уничтожить и наконец в чрезвычайных сборах горских племен, как это случилось в первых числах ноября 1840 г., когда абадзехи, убыхи и часть баговцев в числе 15 тысяч намеревались напасть на западные наши границы. Лаба на этом пространстве делается для нас операционным базисом, а помянутые три укрепления – надежною опорою, которые вместе с тем и прикрывают мирные аулы, поселенные в тылу их по Кубани, и удерживают в должном повиновении еще колеблющиеся Бесленеевское, Махошевское и Темиргоевское общества, заселяющие левый берег Лабы.

Большой Зеленчук. Зеленчук, называемый большим (Уллу–Инджик), вытекает из снежных высот Кавказа; не доходя 15 верст до хребта Черных гор, выходит на долину, образовавшуюся между помянутыми высотами, приняв здесь с левой стороны реку Кяфар, протекал по северному (восточн.) направлению, около 60 верст по обрывистому ущелью между горами: Куа и Карабурун до высот Гюматас, а отсель широкою балкою до Невинномысской станицы, где и впадает в реку Кубань.

Большой Зеленчук с правой стороны принимает речку Хуссы–Карданык, [34] а с левой – Кяфар и Сарсакон. Из коих первая вытекает из тех же снеговых высот, но немного западнее Зеленчука, а вторая – из северного склона горы Боматас; на этой речке некогда было укрепление под названием Ярсаконского, ныне едва заметны следы оного.

Зеленчук имеет весьма быстрое течение; во время его в низовьях образуют множество небольших островов, изменяющихся от новых разливов. Глубина его простирается от 2-х до 5-ти футов, ширину же определительно назначить невозможно, по причине множества протоков и каждодневного изменения главного его русла. Вода в нем здоровая, броды находятся повсюду, в низовьях своих он протекает долиною, имеющей от полутора до 2 верст ширины.

Таблица,

показывающая расстояние между известными предметами по главным путям

От какого места и куда Число верст
От Прочного окопа до Урупского поста 18 1/2
От Урупского поста до Ново-Георгиевского укрепления 10
От Ново-Георгиевского укр. до Синюхина поста 16
От Синюхина поста до Ново-Донского укр. 13
От Ново-Донского укрепления до Коксутского поста 11 1/2
От Коксутского поста до Зассовского укрепления 12 3/4
От Прочного окопа до Чамлыкского поста 42
От Чамлыкского поста до Махошевского укр. 15 1/2
От Прочного окопа до Темиргоевского укр. 69
От Казанской станицы до Темиргоевского укр. 33
От Ладожской станицы до Темиргоевского укр. 37 1/2
От Темиргоевского укрепления до Махошевск. 65
От Махошевского укрепления до Зассовского 23 1/2
От Зассовского укрепл. до Тамовского аула 62
От Ново-Донского укрепления до Невинномысской станицы 42 1/2
От Ново-Георгиевского укрепления до устья Бол. Тегеня 49
От Темиргоевского укрепления до устья Псефиря 61
От Махошевского укреп. до устья Псефиря 21
От Махошевского укреп. до высот Кунак-Тау 30

Все вышеописанные дороги почти во всякое время удобнопроходимы всеми родами войск с их тяжестями, за исключением переправ через Лабу во время ее разливов. В гористых же местах хотя и могут встретиться некоторые затруднения в следовании [35] артиллерии и обозов, но с небольшими трудами в короткое время могут быть исправлены.

ОЧЕРК ЗАКУБАНСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ

Географическое положение этого края представляет все выгоды нашей кордонной линии, протянутой по Западной стороне Закубанских земель. Лаба, с широкою, ровною и гладкою, как поверхность воды, долиною, с высоким правым командующим нагорным берегом, открывающим противолежащий с его окрестностями, составляет естественную преграду. Возведением же крепостей Зассовского, Махошевского и Темиргоевского по правому берегу дали прочное существование Лабинской линии, а углублением в Закубанские земли произведено большое влияние на умы непокорных горцев.

Зассовское укрепление с небольшим своим редутом построено на одной из главнейших доселе хикунических дорог, на высотах правого нагорного берега Лабы, в виде прямоугольника, имеющего до 90 сажень в длину и 45 по перечнику. Посреди длинных его фасов построены люнеты с короткими флангами, для обстреливания рва; и вооружено 7-ю крепостными орудиями, в нем находятся две площади, казармы, дом воинского начальника, временный артиллерийский парк, цейхгаузы, конюшни и пороховой погреб. Все это построено из турлука.

Зассовское укрепление хотя в военном отношении не имеет никакого значения, но частые и почти безнаказанные прорывы горских племен, особенно баговцев и абадзехов, в наши границы, по невыгодному местоположению, не могли быть прекращены. Генерал Засс, видя невозможность истребить навсегда обыкновенными способами набеги хищников, построил здесь укрепление, которое сверх своего значения в политическом отношении имеет большое влияние на колебавшихся бесленеевцев, будучи вблизи аулов: страхом оружия и миролюбивыми средствами разобщая их с непокорными горцами, удерживает в должном повиновении. И действительно, здесь должно обращать внимание не только на главнейшие места в военном отношении, но и на все пункты, которые наиболее представляют средств к прорыву хищника.

Махошевское укрепление находится в здоровой стороне, богатой растительною силою, на одной из главных предгорных дорог Закубанского края, оно построено на самом берегу, возвышающемся над Лабою не более 3-х сажен, в виде неправильного пятиугольника, сторона его, обращенная к полю, имеет два полубастиона, сомкнутые куртиною, в коей находится главный въезд в укрепление, а с прочих сторон окружено редантною линиею; в нем, кроме двух ворот, со стороны Лабы находятся еще две сортии; оно вооружено 4 крепостными и 5 полевыми орудиями средней пропорции, имеет обширный плац, прекрасные [36] на 400 человек казармы, офицерские флигеля, цейхгаузы, конюшни и хорошо устроенный пороховой погреб и служит местопребыванием начальника Лабинской линии.

Махошевское укрепление, находясь в предгорной плоскости, соединяясь почти со всеми Закубанскими станицами удоборазъезжими дорогами, представляет множество выгод в военном отношении и есть одно из важнейших пунктов Лабинской линии. Горцы это укрепление по сильной профили и выгодному местоположению называют Джигиткала.

Темиргоевское укрепление построено в равнине, при устье Чамлыка, на правом берегу Лабы, в виде четырехугольного редута, с двумя турбастионами, в нем находятся две казармы, дом воинского начальника, конюшни и пороховой погреб, построенные из землебитного кирпича.

Казалось бы, Темиргоевское укрепление слишком удалено от Махошевского, и не было бы надобности в прошлом году его там строить так, это правда, но обстоятельства указали совсем иначе. Генерал Засс, видя положение темиргоевцев, в каком они находились со стороны абадзехов, угрожавших им совершенным разорением, если они не перейдут на их сторону, построил там укрепление для их безопасности.

Новодонское укрепление, построенное на дороге, идущей из Прочного Окопа в Зассовское укрепление, на левом нагорном берегу Чамлыка, против бывшего Жировского укрепления, в виде квадрата, с четырьмя турбастионами, в нем, как и в предыдущих, находятся нужные для гарнизона помещения, флигеля, сараи и все необходимые крепостные постройки. Хотя конструкция этого укрепления не имеет фортификационной правильности, уподобляясь более древним замкам, однако по сильной своей профили, вооруженной полисадами, может выдержать сильное нападение горцев.

Ново-Георгиевское укрепление построено на левом берегу Урупа, в 28 верстах от Прочного окопа, в виде квадрата, с 2-мя турбастионами и двумя полубастионами, соединяющимися туннельною линиею. В нем находятся все нужные постройки для жительства гарнизона и пороховой погреб. Окрестности его по Урупу представляют множество выгод для поселений и более безопасны чем в других местах.

Сверх сих укреплений находятся еще 4 поста: Урупской, Синюхин, Чамлыкской и Коксу, кои, за исключением последнего, построены на выгодных местах для поселений. Хотя низменные окрестности Синюхина поста, как выше было сказано, не так здоровы и не представляют тех выгод, каковыми пользуются Урупский и Чамлыкский посты, но с возрастающим народонаселением, чрез расчистку болотных скопищ стоячей воды уничтожатся вредные испарения, а через устройство, плотины образуется прекрасное озеро. [37]

Отделение

II

О народонаселении.
О числе жителей.

В предгорной полосе, мною описываемой, одних туземцев, за исключением русских, составляющих гарнизоны укреплений, считается 12.488 душ обоего пола.

Сравнивая народонаселение этого края с пространством оного в квадратных верстах, получим следующую пропорцию: 1 к 1 1/4, т. е. на каждую квадратную версту круглым числом причитается 1 1/4 души обоего пола.

Таблица,

показывающая число сакель, жителей и отношение народонаселения к пространству

Племена Число аулов Число сакель Число жителей Пространство Отношение
1 2 3 4 5 6
Нагайцев 15 901 4.140 10.500 верст 1 к 1 1/4, т. е. на каждую квадратную версту причитается круглым числом 1 1/4 человека, или иначе на 4 версты по 5 человек.
Беслинеевцев 3 132 545
Махошевцев 6 266 890
Егерукаевцев 3 226 897
Темиргоевцев 16 650 2.352
Баракаевцев 1 30 82
Хатукаевцев 4 156 1.147
Абадзехов 1 36 258
Бжедухов 1 65 365
Кабардинцев 1 62 188
Армян 2 230 1.714
 

53

2791

12.488

Вера

Христианскую веру исповедуют армяне, отпавшие от православной церкви и составившие свою собственную. Они признают духовным владыкою Эчмиадзинского патриарха. Все же остальные племена исповедуют магометанскую веру суннитского толку. [38] Сунниты сверх Алкорана, или Корана, придерживаются книги Сунна, в коей изложены догматы их веры. Хотя немногие из здешних магометан исполняют в строгости религиозные обряды исламизма, однако духовенство у них во всеобщем уважении и пользуется многими преимуществами в притяжебных и судебных делах.

Судопроизводство

Тяжебные и по своей многосложности затруднительные дела вообще всех горцев решаются предпочтительно шариатом, который, будучи составлен из многих духовных лиц, известных под именами эфендиев, признается судилищем и вместе окончательным во всех делах, все же другие важные случаи обсуждаются и решаются народными собраниями, известными под названием судов: джама, адата и Мамагата, кои составляются исключительно из присяжных в народе старшин.

Государственный архив Краснодарского края, ф. 347, д. 3, л. 1, 6, 6 об., 9 об., 10, 11, 12, 13, 14, 21 об., 34 об.