О нынешнем состоянии земель Кавказских
(В Precis de la Geographie universelle г-жи Малте-Брюка (см. том, заключающий в себе Азию) находится подробное описание областей Кавказских. Представляем только существенное, прибавил некоторые известия, взятые из дополнительных статей к упомянутой книге, ныне вновь почитаемой. J. d. D.)
(Из Jour. d. Deb.)
Гора Кавказ, естественная защита Азии от народов Скифии древней, простирается от пролива Таврического до Каспийского моря, длиною более чем на 200 лье, или 600 верст Русских. Вершины ее возносятся выше Альпов; Ельборус имеет, говорят, более 2,800 тоазов; но измерение сделано, кажется, неверно: Казбек, по свидетельству Паррота - 2,400 тоазов. Природа представляет здесь все перемены климата, от вечных льдов до веселых долин верхней Италии. - На высоте 1700 тоазов на Казбеке прозябение начинается растениями тайнобрачными в великом [117] множестве; на высоте 1500 тоазов земля усеяна травами; на линии 1300 тоазов показываются кустарники и пьяничник (Rhododendron); около 1200 т. блистают дикие розы и приметны рябиновые дерева до 5 и 6 футов вышиною; ниже одурь Понтийский (Azalea Pontica) красуется пышным цветком своим; на 974 т. начинают появляться мелкие березы и можжевельник; но в священной дубраве Абанна береза на высоте 1048 т. имеет уже 25 футов. Ель показывается на 940 т. Здесь однакоже леса еще весьма редки; только на высоте 458 т. вяз, ольха, дуб и бук достигают роста надлежащего, и леса дремучие отеняют окрестные холмы, при подошве коих - доказательство прекрасного климата - произрастают виноградные лозы, маслина садовая и дикая, лавр, придорожная игла и даже финиковое дерево.
К северу обширная степь представляет равнину голую, безлесную.
Войска переходят на южную сторону двумя путями: через долгий узкий проход от Моздока до Тифлиса; или же через Дербент, вдоль берегов Каспийского Моря. Теперь есть третий путь сообщения через Рион или древний Фазис. - Сии-то пути [118] соединяют Российскую Империю с подвластными ей южными провинциями Кавказа: Мингрелиею, Имеретиею, Грузиею и принадлежащими к ним странами; на Востоке и Западе от прохода Моздоцкого обитают два племени, подвластные Российскому скипетру, но более или менее мятежные. Они со всех сторон окружены владениями России, кроме берега Черного Моря, где небольшие пристани дают им способы к сообщению с Турками. Главнейшие из сих племен, к Западу: Черкесы, Абазинцы, Сванеты или Суаны; к Востоку: Оссетинцы, Ингуши и Лезгины. Сии Кавказцы, несогласные между собою, ни для кого не опасны. В узком проходе Моздоцком ряд малых крепостей разделяет жителей непокорных; Российские посты наблюдают за ними при самом входе в их долины; Козаки Черноморские - со стороны северной. Караулы козацкие, с калапчей, называемых вышками, тщательно смотрят за ними со стороны горной. Если примечают толпу подозрительную; то, зажегши огни, тотчас подают знак своим. Не смотря на такие предосторожности. Кавказцы более или менее занимаются грабительством и (когда [119] только могут иметь сообщение с Турками или Персами) продажею пленников добывают себе хорошее оружие (Во время Французской Империи один Консул жил в Синопе для того единственно, чтобы иметь влияние на Абазинцев и Черкесов, раздавая им богатые пистолеты, ружья и сабли, укрепленные именем Наполеона. Соч.).
Грузия, имея прекрасный и вообще здоровый климат, представляет приятное разнообразие гор, лесов и равнин; изобилует всеми произведениями, свойственными землям Кавказским; но малочисленные жители края не пользуются дарами натуры. В сухую погоду, обыкновенно начинающуюся в Мае и оканчивающуюся в Ноябре, Грузины занимаются поливанием земли, которая, без больших со стороны их трудов, приносит плоды драгоценнейшие. Они сеют пшеницу, бухарник двуцветный (Holcus bicolor.) и просо. При очень малом старании созревают здесь персики, абрикосы, миндаль, квиты, вишни, яблоки гранатовые; самородные виноградные лозы вьются до вершин дерев самых высоких; а находящиеся под присмотром дают много вина, которое прежде отправляли в Персию. Вино Кахетинское худо [120] приготовлается, и потому неудобно для сбережения; впрочем оно довольно крепко. Яблони, марена, хлопчатник (contonnier) разводятся с некоторым старанием. Хвалят также пчеловодство; лошади и рогатый скот величиною и красивостию равняются с лучшими Европейскими породами; овцы с долгими хвостами (курдюки) дают прекрасную шерсть. Огромные дубы и ели сгнивают на корне, ибо никто не думает о их употреблении.
Грузины, природные обитатели Кавказа, говорят языком, существенно отличным от всех известных, и на котором, в XII веке, написано было много сочинений исторических и стихотворных (Есть некоторая надежда отыскать в монастырях Кавказских рукописи, или по крайней мере переводы потерянных писателей Греческих. По разграблении Константинополя грубыми Латинами, часть духовенства укрылась в Грузии. Соч.). Думают однако, что Грузины происходят от одного корня с Армянами. Они вообще красивы, статны, проворны, имеют природный ум, но молва гласит, якобы они сребролюбивы, худые воины и охотники до даров Вакха. Они приняли одежду частию Персидскую; ибо [121] дворянство нередко воспитывалось при Дворе Персии, а из простого народа состояла гвардия тамошних Государей.
Народонаселение Грузии полагать можно до 300,000 человек, из которых две трети природных жителей Греческого исповедания; много есть Армян и Евреев.
Имеретинцы, сопредельные Грузинам со стороны северо-западной, обитают на земле уже несколько холодной. Невысокие шапки, их особенно отличающие, долгие усы, бритая борода с завитыми усами, короткое платье, едва достающее до колен, со многими складками внизу, навитые на икрах ленты и широкие кушаки - вот почти в чем состоит наряд жителя Имеретии. От 20 до 25 тысяч семейств было под властию Царя наследственного, вассала России; недавно один из сих владетелей убежал в Турцию. Имеретины живут близ лесов и речек. - По причине возвышенного положения, земля долго бывает покрыта снегом; долины сыры. - Содержание скота, пчел и шелковичных червей достигло там высшей степени совершенства, жители в других странах Кавказа. Одна лоза снабжает вином целое семейство. [122]
Здесь-то Рион или Фазис, на котором теперь видны лишь малые челноки, имел некогда до 120 мостов; непрерывный торговый путь соединял его некоторым образом с рекою Куром (ныне Кур) и следовательно Каспийское море с Черным.
Гуриельцы обитают по берегу Черного Моря, к Югу от Риона. - Быв разоряемы Пашами соседственными, они оставили плавание, рыбную ловлю и не пользуются многочисленными богатствами, кои предлагает им Природа. - Гурия имеет воздух здоровый, землю способную к хлебопашеству и скотоводству, - климат, под влиянием коего растут лимоны, маслины и померанцы во всех окрестностях Кавказа; но здесь только плоды сии достигают зрелости совершенной.
Мингрельцы живут к северу от Гуриельцев. - Древние разоренные города, крепости Турецкие или Русские по берегам Черного Моря, корабли с невольниками плывущие в Турцию, земледельцы грабимые хищными Князьями и дворянством, супруги предательницы своих мужей, битвы внутренние и частые вторжения войск внешних - [123] таково было состояние Мингрелии до завоевания оной Россиею. Теперь восстановлен там строгий порядок. Вот как дворянин Мингрелии добывает себе рабов: во время нечаянного нападения или бегства стремительного он подстерегает врага, чтобы мог сшибить его с лошади и таким образом захватить в полон; тотчас ловец слезает с лошади и арканом, которой при кушаке его, связывает пленника. Торг невольниками производится также и в мирное время: ибо в Мингрелии господин продает своего слугу, отец сына, брат сестру. - Можно ли желать препятствий в предприятии Россиян - покорить и образовать грубых варваров?
Мингрелия и теперь также сыра, тепла и опасна для здоровья, как в епоху, в которую Иппократ описывал ее под именем Колхиды. - Летом бывают там заразительные болезни, гибельные для людей и животных. Но сила прозябения чрезвычайно деятельна: плоды, хотя не все вообще превосходные вкусом, произрастают без всякой прививки. - Здесь много смоковниц и диких дерев каштановых. Хвалят вино Мингрелии, но только весьма [124] крепкое. Есть сарачинское пшено и просо. Мигрельцы неразводят льну, которой, во времена Геродота и Страбона, составлял для жителей Колхиды предмет выгодной промышленности, замеченной даже и Шарденем; только пчеловодством занимаются они с прилежанием. Мед в некоторых местах, изобилующих одуром Понтийским, горек, как и Страбон заметил. - По ту сторону Риона, в Гурии, Ксенофонт нашел мед, производящий род бреда в тех, которые им питались; такое действие Плиний приписывает пьяничнику, изобильно растущему в лесах, куда летают пчелы.
Князь Мингрелии имеет титул Дадиана, или повелителя моря, хотя у него нет ни одной рыбачьей лодки. Он со свитою переходит обыкновенно из страны в страну, и стан его, по описанию Лагория, ознаменован признаками не самого цветущего состояния.
Ужасная пропасть, простирающаяся от юга к северу, разделяет Мингрелию от Сванетов, живущих близ Ельборуса, высочайшей вершины Кавказа. - Сванеты (Svanes), чтo значит на их языке - [124] Горные жители - теперь независимы и только по наречию имеют связь с Грузинами. Они весьма неопрятны, хищны и ловки в ошибках. Быв страшны для Империи Византийской, они доныне славятся диким мужеством; рост высокий и видный делает их ужасными. - Искусно владеют они ружьем, умеют делать порох, всякое оружие, а рудники доставляют их необходимые металлы. У них находили свинец, медь, сосуды, цепи золотые и серебряные.
Абазинцы живут выше Сванетов и Мингрельцов, на запад от Кавказа, частию по берегам Черного Моря, где находится много пристаней и укрепленных местечек, принадлежавших прежде Туркам, частию около истока р. Кубани. Они статны собою, крепки телом и легки; кругловатое лицо, голова по сторонам сжатая, короткий подбородок, большой нос и темно-русые волосы составляют народную физиономию, весьма замечательную. Говорят языком особенным. - Одни из них, тихие, покорные власти, скитаются в лесах дубовых и ольховых тамошнего края; другие занимаются земледелием, все, будучи [126] наклонны к грабительству, продают одни других купцам, торгующим невольниками. - Абазия вообще богата лесами, где теплота и влажность доставляют прозябению изобилие, равное Американскому. Виющиеся растения (Lianes) губят там дерева сплетшимися ветвями своими.
За Кубанью и Тереком, на северной стороне горы Кавказа, находим славное племя Черкесов. Их можно разделить на два класса: на Черкесов Кубанских и на Кабардинских, называемых иногда Кабардинцами.
Красотою и ловкостию отличаются они от всех племен Кавказских. Мущины имеют стан Геркулеса и небольшие ноги; они крепки мышцами и с удивительным искусством владеют саблей. Белизна тела, темнорусые или черные волосы, правильное очертание лица, стройный стан и опрятность, столь выгодная для красоты природной - вот чтo, говорят, заставляет удивляться Черкешенкам и в самой Европе.
Князь или дворянин Черкесский, то есть всякой свободный, владеющий лошадью, всегда имеет при себе саблю, пистолеты и [127] редко выходит без оружия и колчана: с мечем при бедре, в шишаке и латах, покрывающих голову и грудь, Черкес представляет живой образ рыцаря X или XI века. Вся Кабарда может выставить 1500 дворян, называемых узденами или азденам и 10,000 земледельцев или рабов, готовых к бою. Но Князья Кабардинские ослабляют себя непрестанною враждою междоусобною. Почва в сей стране превосходна и весьма способна к плодородию; впрочем, зима бывает довольно жестока, а жары непродолжительны. Феодальная их система весьма замечательна. Подданный Князя обязан нести всякую службу лично; однако же его не льзя отчуждать, и он не платит подати. Дворянство печется о порядке общественном и исполняет воинские должности у Князя. Сей властелин имеет открытый стол, и каждый владелец стад дает ему от себя часть на издержки.
У Черкесов есть право гостеприимства, называемое кунади. Счастлив чужеземец, которой пользуется оным! Хозяин дома представляет его всем своим родственникам, и странник самый преступный, злодей - тем не менее безопасен, [128] ибо хозяин отвечает за жизнь его; если пришелец - воин, то хозяин иногда усыновляет его или делает своим зятем (Тетбут де Мариньи, офицер Французский, испытал верность Черкесов, быв усыновлен одним Князем. Он завел весьма выгодную торговлю при содействии правительства Нидерландского. Соч.). Черкесы ревностно мстят убийцам их родственников. Все семейство преступника терпит за его злодеяние; и если месть за кровь не погашена платою денежною, то она передается далее в род посредством брачных союзов.
Быв некогда Христианами, почти без богослужения, они равно и теперь не слишком тверды в Исламизме и худо следуют учению Могаммеда.
Осетины обитают к востоку от Абазинцов. Смотря на их одежду, на светлорусые волосы и бороду русую, скажешь, что ето крестьяне северной России. Сами себя они называют Иронами или Иранами; язык их имеет некоторое сходство с Немецким. Все показывает в них остаток древних Персов или Мидян; может быть, военного поселения, назначенного для [129] охранения ущелий (Сии наблюдения Автора Precis de la Geograpie подтверждены и доказаны г. Клапротом в его Memoire.). Чрез землю Осетинцев лежит путь сообщения между Грузиею и внутренней Россиею.
Нравы Осетинцев отличаются особенною простотою; приветствование их состоит в прикосновении к груди. - Во время погребения показывают вид глубокой горести; малые хижины их составляют род укреплений; они, хотя и подданные России, живут еще в диком состоянии.
У Инглушев приметны следы Християнских понятий. Пустынник, называемый Заннистаг, ведущий жизнь безбрачную близ древнего храма, исполняет должности жреца; при собрании многочисленном, на каменном жертвеннике он закалает несколько белых овец, предлагаемых семействами богатыми и знатными. Храм сей, построенный в земле Ингушев, имеет надпись, как думают, Готескую; говорят также, что в нем находятся Латинские книги, писанные литтерами золотыми, [130] голубыми и черными, книги, почитаемые за остатки священные; тридцать отшельнических хижин построены вблизи храма, как чтимого убежища среди вечных войн между сими варварами. - Другие известия представляют сей случай в ином виде (Смотри Гаммера Les Mines d'Orient. Соч.).
Ингуши имеют физиономию особенную и произношение весьма грубое. Из них 5000 могут быть под ружьем.
Чеченцы живут в семи больших селениях; сии люди, безопасные на высотах непреступных от преследований Козаков иногда простирали грабительства до пределов самой России.
Лезгинцы, может быть Леги (Legae) древних, страшны непрестанным своим грабительством; похищают людей, скот и все, чтo находится в областях окрестных; на быстрых конях своих увлекают они добычу, разрушая за собою льдистые и снежные, переходы, покрывающие пропасти Кавказа. Обыкшие переносить голод и жажду, они в козьих меха имеют при себе малое количество запасной [131] пищи, во время набегов; но доведенные до крайности, бросают жребий, и назначенный случаем делается снедью своих товарищей (?). Образ жизни и свежий воздух на горах способствуют их долголетию необыкновенному. Стоя при гробовой двери, дряхлый Лезгинец, спасшийся от гибели на поле бранном, созывает своих родственников, показывает им место, где хранится его золото, серебро, камни драгоценные и - с улыбкою умирает. Племя сие владеет некоторыми рудниками. В Дагестане, вдали от гор, Лезгинцы спокойно пасут стада свои и платят за пастбище. Жены их, известные по красоте наружной, отличаются еще мужеством и неустрашимостию.
Не будем исчислять множества племен, поселенных на востоке Кавказа. Область Авао или Аор, коей жители, кажется, остатки Аорсов и родоначальники славных Аваров, называется еще Гунзак, чтo значит владычество Гуннов. Около 5000 семейств Магометанских живут там под управлением Хана, которой почитается одним из сильнейших Кавказских Князей, и которого дом, в отличие от прочих, имеет oкна и со стеклами. [132]
Плодоносные долины Кайдаков усеяны красивыми селениями. Князь их называется Узмей; сын его, как утверждают, вскормлен молоком всех жен страны тамошней - с тем, вероятно, предположением, чтобы вдохнуть в них любовь и привязанность к будущему повелителю.
Название Дагестан означает землю гористую; знаменование сего слова столь же неопределенно, как и само имя - Горские, приписываемое Рускими большей части малолюдных племен Кавказских; наконец, от неопределенности сих названий зависит непостоянство границ Ширвана, которые начинаются то с Дербента, то с Баку. Вообще, рубежи не весьма уважаются на Кавказе и Термин в тамошней стране не есть божество неподвижное.
Окрестности Дербента, Куры и Кубы принадлежат к странам самым приятнейшим. Здесь-то, по свидетельству Страбона, Албанцы (Albani) собирали до 50 зерен, чтo случалось два или три раза в год. И в наше время почва до того тучна, что обыкновенно впрягают в плуг по 6 или по 8 голов. Отсюда отправляются в большом количестве пшеница, ячмень, шафран, хлопчатая бумага и плоды различные. [133]
Область Кубы слывет садом роз у Персов. Есть места, где в каждой расселине скалы вырастает лоза виноградная; но сии прекрасные страны подвержены величайшей сырости; там плодятся вредные пресмыкающиеся и насекомые.
Город Баку с горящими своими ключами нефти и чтителями Зороастра, в благоговении повергающимися окрест сих мест священных - суть предметы, довольно уже известные читателям.
Таков Кавказ, рассматриваемый в главных его частях. Быв некогда оплотом Азии, под властию Россиян он сделался обширным вместилищем войск, грозным для Персии и Турции Азиятской. Обладание оным будет еще вернее, когда племена внутренние примут участие в выгодах и намерениях повелителей, и когда в неизмеримой России они займут место подобное тому, какое занимают Козаки и Поляки. - Средства, употребляемые Рускими для образования племен Кавказских, можно назвать весьма благонадежными. Людей сих отучают от разбойнической жизни, разным образом заохочивая и даже принуждая их упражняться в земледелии.
Перев. А. Ф.
Текст воспроизведен по изданию: О нынешнем состоянии земель Кавказских // Вестник Европы, Часть 150. № 18. 1826
© текст - А.
Ф. 1826
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Вестник Европы.
1826