ЗАМЕТКА О ЛАДИНСКОМ.
В Записках Н. Н. Муравьева много говорится о предместнике его по командованию 7-м карабинерным (ныне Эриванский гренадерский) полком. В примечании сказано, что прием полка Муравьевым и сдача Ладинским представляют собою крайне любопытные и знаменательные черты, что вероятно было так не только у Ермолова на Кавказе, но и в остальных войсках и что издателю «Русского Архива» неизвестно, Поляк ли был Ладинский.
Зная благородный характер Н. Н. Муравьева и его бескорыстие, едва ли можно сомневаться в полной справедливости его рассказа; можно, напротив, думать, что он не все высказал. Что так было не только на Кавказе, но и во всех войсках — это не подлежит ни малейшему сомнению. Таковы были порядки в хозяйственных частях войск, продолжавшиеся до 60-хъ годов. Конечно, были командиры далеко не такие, как описывает Н. Н. Муравьев Ладинского; бывали редкие исключения совершенно бескорыстных, но были экземпляры и похуже. Во многом были виноваты самые законы и порядки по части войскового хозяйства, еще более примеры, шедшие сверху, наконец дух времени, отсутствие гласного контроля и крайне слабое отношение высшего начальства к делам этого рода. Это по истине были времена, когда можно было словами Спасителя сказать: кто чувствует себя правым, пусть бросит первый камень.
Ладинский, Петр Антонович, сколько мне известно, был не Поляк, а Малорос. Он с молодых лет служил за Кавказом, еще в 1812—13 гг. находился в чине майора с батальоном в Кахетии и производил экзекуции над участниками восстания, возбужденного царевичем Александром Грузинским. Изучив Грузинский язык, он познакомился со многими княжескими домами и, по веселому характеру, нравился им. Ладинский дослужился до чина генерал-лейтенанта, украсился звездами и в 1840-х годах, при князе Воронцове, вновь явился на Кавказе в важной должности начальника гражданского управления... Он пользовался по старой памяти расположением части высшего Грузинского общества, особенно некоторых старых княгинь, и хотя был старый холостяк, но не редко приглашал к себе на вечера дамское общество. Князь Михаил Семенович с княгинею Елизаветою Ксаверьевною тоже иногда у него бывали. В 1847 г., если не ошибаюсь, Ладинский, смененный князем Бебутовым, оставил должность начальника гражданского управления и вышел в отставку.
А. Зиссерман.
Текст воспроизведен по изданию: Заметка о Ладинском // Русский архив, № 10. 1888
© текст - Бартенев П. И. 1888
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Никитова О. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1888