86. Распоряжение для возвращения в Грузию 1-го отделения войск.

А. Левый фланг.

Генерал-лейтенанту князю Вадбольскому немедленно распорядиться о сдаче крепости Ардебиля персидскому правительству, на основании условия заключенного генерал-лейтенантом графом Сухтеленым 2-м с принцем Мамед-Мирзою. Отряду же в возможно кратчайшее время по получении сего приказания выступить в Мешкин, забрав взятые там русские орудия, равно и все имеющиеся запасы сухарей, муки и, если можно, ячменя, для чего употребить вьючный способ, приобретая оный теми средствами, коими при движении вперед предполагал пользоваться генерал-лейтенант граф Сухтелен, или какие найдутся для сего удобнейшими; издержки для сего потребные сделать из сумм имеющихся при отряде.

Для сдачи крепости Ардебиля оставить там комиссаров (если можно, для облегчения действия, тех самых, кои были при приеме) и один баталион пехоты с двумя конно-линейными орудиями; по окончании же сдачи войска сии должны следовать в Мешкин и далее к Асландузу; с ними возвратиться и комиссарам имея с собою квитанции в исправной сдаче, которые представить ко мне своевременно. Пользуясь временем сдачи, стараться по выше сказанному вывести имеющиеся в Ардебиле запасы продовольствия.

Войскам левого фланга выступить из Ардебиля в возможной поспешности, примерно 21-го февраля; в Мешкин прибыть оному в 4 перехода. Там, на месте складки продовольствия, близ Лори, [147] оставить роты 41-го егерского полка с 2-мя легкими орудиями и до пятидесяти человек казаков; прочим же войскам, передневав, следовать к Асландузу по прилагаемому маршруту, куда и могут прибыть около 3-го марта; 42 егерского полка баталиона, по прибытии к Асландузу, должен поступить в распоряжение полковника князя Абхазова для разработки дороги близ Аракса, по прежде данному ему приказанию; сверх сего баталиона для усовершенствования дороги из Мешкина к Араксу оставить близ Лори две роты пехоты, по исполнении чего сим двум ротам присоединиться к своему полку.

Если уланский полк не выступил еще за Аракс, по данному ему приказанию, то преимущественно ускорить его возвращение. — Генерал-лейтенанту князю Вадбольскому чрез нарочного снестись с полковником князем Абхазовым о размещении во вверенных ему провинциях войск левого фланга там, где признает удобнее по изобильнейшему продовольствию, о чем немедленно рапортовать мне и г-ну генерал-адъютанту Сипягину.

Войска же должны быть расположены следующим образом: Тенгинский и Навагинский пехотные полки у Джевата, где и оставаться им до приказания; 22-й артиллерийской бригады 5-ой резервной батарейной роте — в Ширвани; казачьим полкам и конной линейной артиллерии по местной удобности в Ширвани или Карабахе, имея в виду, чтобы посты не были занимаемы полком, прибывшим прежде других на службу в Грузию. Пионерную роту оставить на Араксе для содержания в исправности переправы, за что и отпускать оной двойную порцию водки.

Генерал-лейтенант князь Вадбольский не оставит обратить попечительное внимание на перевозку всех больных в Карабах, о чем также надлежит ему предварить полковника князя Абхазова для благовременного со стороны его распоряжения о помещении сих больных в подведомственных ему госпиталях. Полковнику князю Абхазову иметь на всякий случай на Араксе отделение порожних ароб, примерно до 150, для дальнейшего отправления больных. [148]

В. Первая колонна главного корпуса.

1. Оную составляют, под начальством полковника Макова, следующие войска:

Баталион Эриванского карабинерного полка, в Уджане и Изюмчи находящийся.

Кавказской гренадерской артиллерийской бригады батарейная № 1 рота 12 орудий, и артиллерийской бригады 1-й батарейной роты — 2 орудия, конно-артиллер. № 13-й — 8 орудий.

Уланские полки, сопровождавшие куруры: сводный из 2-й бригады и Белгородский.

Двум ротам Эриванского карабинерного полка, выступя из Изюмчи 17-го числа, прибыть в Тавриз 21-го числа. В Уджане к оным присоединиться другим двум ротам сего же полка. К 21-му же числу приготовиться совершенно к походу вышеозначенной артиллерии и уланским полкам, о чем озаботиться г. полковнику Макову.

29-го всей первой колонне выступить в поход к Асландузу и следовать по прилагаемому маршруту; колонна должна прибыть к Агару 27-го февраля, Лори — 5-го марта, а к Асландузу — 12-го марта Г.г. генерал-интенданту и азербейджанскому областному начальнику распорядиться о путевом снабжении сих войск провиантом, фуражом и дровами, не теряя из виду, чтобы в Агаре и близ Лори были достаточные запасы на случай какой-либо непредвиденной остановки в движении войск, также и о том, чтобы сии запасы без замедления были обновляемы для последующих колонн; сверх того генерал-интенданту распорядиться и об обеспечении продовольствия войск сих в дальнейшем их следовании в Грузию.

Подполковнику Эспехо, сходно с данными ему приказаниями, ускорить исправление дороги от Тавриза к Асландузу и устройство переправы через Аджи-чай и Аракс. Для улучшения дороги от Тавриза до Агара употребить две роты 41-го егерского полка, в [149] Тавризе находящиеся, которым немедленно и приступить к сему распоряжению под наблюдением генерал-маиора Остен-Сакена. Шанцевый инструмент из части инженерного парка доставлен в Тавриз; таковым же инструментом генерал-маиору барону Остен-Сакену снабжать и последующие войска, дабы они могли по мере надобности исправлять дорогу для безостановочного прохода. Исправление дороги от Агара к Лори произвести двумя ротами 41-го егерского полка, из числа находящихся в Агаре, о чем генерал-маиору Королькову сделать немедленное распоряжение. От Лори же разработку дороги производить по распоряжению подполковника Эспехо назначенными для того ротами из войск левого фланга, а до прибытия его заняться сим немедленно генерал-маиору Ралю так, чтобы ко времени прохода войск дорога была по возможности исправлена. Таким образом, по исполнении вышеозначенного, будут расположены баталионы 41-го егерского полка: один в Агаре, а другой в Мешкине; горным же двум единорогам оставаться в Агаре, кавказской артиллерийской бригады 1-й батарейной роте по переправе через Аракс следовать вместе с баталионом Эриванского карабинерного полка в свои штаб-квартиры; сводному уланскому полку из 2-й бригады следовать от Асландуза на Шах-Булах и Самуху чрез Шекинскую провинцию на Царские колодцы; о дальнейшем следовании за Араксом и размещении там Белгородского уланского полка и конно-артиллерийской № 13 роты полковнику Макову снестись заблаговременно с полковником князем Абхазовым, коему исполнить сие по местной удобности. Двум же батарейным орудиям 21-й артиллерийской бригады следовать в Ах-Оглан для присоединения к своей роте; об исполнении же всех сих распоряжений полковнику князю Абхазову мне донести.

Ему же подтверждается, сходно с прежними приказаниями, иметь запасы продовольствия на правой стороне Аракса, дабы, в случае затруднительной переправы, войска не имели в оном недостатка.

Трудно больных всем войскам оставить в Тавризе; заболевающих же по выступлении стараться по возможности везти с [150] собою и только в крайней необходимости оставлять весьма слабых при баталионах 41-го егерского полка в Агаре и Мешкине, на что я буду обращать особенное внимание. Корпусному штаб-доктору распорядиться, чтобы в сих двух пунктах больные были обеспечены всеми медицинскими пособиями и потребностями.

Для наблюдения за точным исполнением распоряжений г.г. генерал-интенданта и азербейджанского областного начальника относительно учреждения этапов и заготовления на оных продовольствия, равно и для обеспечения удобнейшего следования войск, назначаются главными штатными начальниками г.г. генерал-маиоры Корольков в Карадахе и Раль в Мешкине.

Там же.