79. Тоже, ген. Паскевича к гр. Нессельроде, от 12-го февраля 1828 года, № 172.

Честь имею поздравить в. с. с миром, благополучно заключенным в Туркменчае 10-го февраля текущего года. Никому сие [138] событие не может быть так приятно, как тому государственному человеку, в управление которого внешними делами империи оно, наконец, так счастливо и с такою славою свершилось.

Из официальной депеши, подписанной уполномоченными, в. с. изволите усмотреть плоды трудов наших; но сколько стоило терпения и настойчивости, чтобы склонить персиян к безотговорочному принятию наших условий, известно только тем, которые с ними в делах обращались.

Посылаю к Государю Императору с известием о мире Грибоедова, как деятельного участника в бывших переговорах. Если в. с. угодно будет от него узнать о ходе негоциаций, он лучше всякого может объяснить и степень затруднений, и временную причину остановки в делах и, наконец, все те испытания, чрев которые мы должны были пройти, чтобы достигнуть желаемого успеха, совершенного исполнения воли Государя Императора. Позвольте в. с. отрекомендовать Грибоедова, как отлично-усердного и опытного в здешних делах чиновника. Ничто ему не может быть лестнее одобрения и покровительства подобного в. с. просвещенного начальника и облеченного доверием великого нашего Монарха. От слова вашего зависит его репутация и счастие по службе.

Ныне же за важные услуги, Грибоедовым при заключении столь благополучного и славного мира оказанные, я прошу покорнейше в. с. употребить с вашей стороны благосклонное предстательство об исходатайствовании ему у всемилостивейшего Государя единовременной награды: по отлично-усердной службе, при совершенно расстроенном состоянии, он совершенно заслуживает.

Там же.