147. Рапорт генерал-лейтенанта князя Эристова генерал-адъютанту Паскевичу от 4-го октября 1827 года № 523.

1-го числа сего месяца отряд прошел Дарадизское ущелье и, соединившись с авангардом, прибыл на речку Чирчир в 15 верстах от Маранды, куда и явился Мустафа-султан, начальник гергерских сарбазов, но без людей своих, ибо они разбежались по деревням; почему и предписано мною Гаджи-Атам-хану, старшине Гергерского магала, собрать 62 ружья, состоявшие на сарбазах сих отбитые Мустафою-султаном в дарадизских завалах во время отклонения его от войск Абасс-Мирза у карадагских сарбазов, а также 85 ружей присланных Абасс-Мирзою к старшине сему за несколько дней до прихода нашего для раздачи жителям со всею принадлежащею к ним боевою амунициею, отправить в крепость Абасс-Абад; где, сдав их полковнику Волжанскому, доставить в получении оных ко мне расписку.

В Чирчиры и во время следования к оной явились ко мне почти все нукеры составлявшие войско Керим-хана, который пришел в деревню Зюнус и поспешно бежал оттуда, узнав о приближении войск наших, оставя у старшины деревни сей все имущество свое и награбленный им в Ордубадском магале скот, за каковым [212] послан сегодня марандский старшина Гуссейн-Али-бек с здешнею конницею. Нукеры Керим-хана просили позволения переселить в Нахичеванскую область до 1000 семейств выведенных оттуда с самого начала приближения войск наших к Нахичевани и укрывавшихся до сих пор в горах по правую сторону Аракса, что им и позволено сделать. В Чирчиры явились ко мне также старшины марандские и всех окрестных деревень его с предложением услуг своих и по сделанной раскладке провианта на жителей магалов за Араксом лежащих для доставления оного за умеренную цену провиант они уже начали привозить в лагерь. Платится же им за четверть муки 3 рубля серебром, а за четверть ячменя 2 руб. серебром. 2-го числа войска дневали в Чирчире и был послан состоявший при полковнике Лазареве армянин Шиош Шиоев с 5 казаками по деревням для закупки 100 буйволов. Жители деревни Эхен-Диз, в коей он находился, привели к себе 200 человек конных принадлежащих к войску Ибрагим-сардаря, кои и захватили людей сих, из которых 2 убито; сами же жители разбежались. Почему, согласно просьбы самих старшин марандских, я приказал строения деревни сей разобрать на дрова и предоставил весь хлеб скрытый жителями в ямах в пользу нижних чинов. 3-го числа войска прошли церемониальным маршем через Маранду при большом стечении жителей оного, кои, равно как и окрестных деревень, встречали нас с восторгом и, называя избавителями, выводили на дорогу быков, коих приносили в жертву. По сделанным приглашениям явились ко мне чиновник Абасс-Мирзы, сбиравший подати с Марандского магала, Мамед-Шериф-бек, который ныне занимается собиранием провианта по раскладкам уже нами сделанным, и Мамед-хан, сын бывшего марандского Назар-Али-хана, который был в войске Абасс-Мирзы и до сегодня находился в горах. Состоявшие при нем остатки карадагского и марандского баталионов возвратившиеся из Сардар-Абада совершенно рассеялись; с ним явился и меньшой брат его Мамед-Багыр-бек, служивший маиором в [213] баталионе марандских сарбазов и бежавший ныне из Сардар-Абада. По просьбе Мамед-хана командировано сегодня 6 рот Херсонского гренадерского полка с 4 легкими орудиями и тремя сотнями казаков, под командою генерал-маиора Сакена, на расстояние 10 верст отсюда для прикрытия переселяющихся из гор семейств как самого хана, так и окрестных жителей, которые показывают нам большую доверенность и усердие.

Об Абасс-Мирзе имеются различные известия: одни говорят, что он прошел к Тавризу, другие же полагают, что он только сего числа выступил из селения Зинджир, что по дороге к Тавризу, отправив несколько орудий своих с Аллаяр-ханом в Тавриз чрез Тесудж. Но все единогласно подтверждают и сие кажется не подвержено сомнению, что он совершенно почти оставлен войсками своими, и что при нем находится только русский баталион, остатки тавризского бежавшего из Абасс-Абада, и едва 4000 конницы; также носятся слухи, что жители тавризские не соглашаются к себе принять Абасс-Мирзу, и что войско в Карадаге находившиеся с Мамед-Мирзой, оставя границы карабагские, в числе от 5000 до 8000 человек, большею частью конницы, потянулось к Тавризу. Для узнания расположения тавризских жителей посланы мною люди; между тем, сделав здесь запас провиантом, буду искать встречи с войском Абасс-Мирзы, дабы разбить его и истребить последние силы у него оставшиеся.

Там же.