9. Рапорт генерал-адъютанта Паскевича генералу Ермолову от 22-го октября 1826 года № 160. — Лагерь при реке Черакень.

Сейчас получил рапорт от полковника Мищенко, что он совершенно очистил Ширванскую провинцию, отбил переправу у Джевата, разбил неприятеля и гонит его по Муганской степи, с чем имею честь ваше высокопревосходительство поздравить. Подробный его рапорт при сем препровождаю. Я ему предписал: если неприятель усилится, так что он увидит, что трудно держаться, то истребил бы переправу и отходил не на Старую Шемаху, а на Зардоб, давши мне знать о сем движении, ибо я тогда хотя и с скудными запасами хлеба пошел бы его секурсировать. [12]

Предписание ваше от 10-го октября за № 469 имел честь получить. Ваше высокопревосходительство изволите в другой раз приказывать, чтобы я отошел к заселенному краю Карабаха. Я имел честь донести о причинах, почему я не могу сего сделать, именно в рапорте моем от 10-го числа сего октября месяца за № 122. К тому я имею честь присовокупить, что сейчас спрашивал у многих и, между прочим, князя Мадатова где находится населенный край Карабаха? на что он отвечал, что часть отрядом занимаемая есть самая населеннейшая; около Куры же — большая часть зимних кочевьев, но не настоящее их пребывание; мельниц там также мало. При том же имел честь в том же рапорте изъяснить причины, которые мне не позволяют удаляться отсюда за 80 верст.

На этих днях оставалось провианта не более как на два или три дня, что заставило меня посылать от себя офицеров уговаривать по деревням, дабы продали мне хотя несколько провианта; сие возымело желаемый успех и отряд существовал сим около восьми дней, но теперь привозкою 800 четвертей в ах-огланский магазин продовольствие поправилось; но покуда оный хлеб будет роздан на мельницы, которые разбросаны на 25 верст и на которых мелят не более как 90 четвертей, а нужно 77 ежедневной пропорции, то самое большое ежели останется запасу на 6 дней.

Из рапорта моего за № 156 ваше высокопревосходительство видели, что я сделал движение к Асландузу, но неприятель нигде не показывался. Всегда я боялся войны, которую неприятель несколько дней как начал, хотя и с большею осторожностью: 17-го числа он разграбил джебраильцев, что я в последнем рапорте доносил; 19-го числа жителей деревни Маралиян, находящуюся на Араксе, насильно переправил через Аракс; 20-го ночью посылал партии до самой речки Козлу-чай, стращая жителей, что если не пойдут к ним со всем имуществом, то будут разграблены, что заставило меня послать 1 баталион Грузинского и 1 баталион Херсонского полков, дабы засесть ночью в деревне и напасть нечаянно на неприятеля если бы он пришел. Баталионы сии, не видав неприятеля, [13] возвратились в лагерь Дабы выйти из сего стесненного положения, если я запасусь провиантом на 6 дней, то решусь перейти Аракс по следующим причинам: 1) отнять у неприятеля запасы хлеба, как говорят у него находящиеся в лагере; 2) отогнать его от границы, чем успокою провинцию; 3) если не успеют узнать, то отнять скот для порции людям; 4) выведенных наших жителей, если не успеют узнать нашего движения, возвратить назад и 5) поддержать движение Мищенко в Муганской степи, ибо неприятель может на него напасть с большими силами, о чем я и не буду знать. Не удивляйтесь сему последнему изречению, ибо лазутчики здешним правительством установлены весьма дурно, так что я простые известия получаю 4 и 5 дней спустя после происшествия и вернейшие от тех, которых я сам с моего прихода нашел и стал употреблять.

Прошу ваше высокопревосходительство прислать мне деньги на продовольствие войск, также не угодно ли будет приказать выслать полкам и баталионам, находящимся здесь, лазаретные аптеки и лазаретные вещи, ибо до сих пор во всех сих вещах я весьма нуждаюсь; равно и палатки. Все сии вещи весьма нужны будут на зимних квартирах, также несколько сот ароб для перевозки провианта и транспортирования больных.

Сейчас получено известие, что шекинский хан прорвался в Карабахскую землю у переправ Котеван.

Показание посланного с письмом к английскому консулу и который находился три дня в лагере у Аббас-Мирзы при сем прилагаю.

Там же.