8. Рапорт генерал-адъютанта Паскевича генералу Ермолову от 18-го октября 1826 года № 156. — На марше к Араксу.
По отправлении рапорта моего к вашему высокопревосходительству от 14-го числа сего месяца дошло до моего сведения следующее: неприятель разглашает, “что хочет перейти, что по причине недеятельности русских он думает, что они не сильны и что для приведения своего предприятия в исполнение он посылает во все стороны, чтобы увеличить свои силы". Неприятель собрал две тысячи кавалерии, дабы делать набеги.
Вследствие сего я видел себя вынужденным сделать движение к Араксу, дабы заставить думать неприятеля, что хочу оный перейти, что я и исполнил 17-го числа, взяв с собою половину войск отряд мой составляющих, оставив остальных под командою полковника Попова с хлебопеками и людьми на мельницах.
На первом переходе приехало два джебраильца с известием, что неприятель в числе 1000 кавалерии вторгнулся к ним, отогнал три стада овец и рогатый скот; при чем два джебраильца ранены и один убит. После сего они возвратились через Худаферинский мост, сделавши 36 верст до селения означенных джебраильцев. На сем же переходе приехал грузинский дворянин поручик князь Вачнадзе, которого я посылал в Зардоб для узнания о находящемся там провианте и о ходе доставки оного. Он не доехал до того места и прожил 7 дней в деревне Ахджабете, потому что брат нухинского хана находится возле Зардоба; казенный же хлеб, там находящийся, по сведениям какие дошли до сего посланного, в большой опасности быть сожженным. Он говорит, что все силы, которые имеет ширванский хан, соединясь с ленкоранским ханом, с кавалерией Аббас-Мирзы и 1500 сарбазов составляют не более 5000 человек.
Того же 17-го числа полученный рапорт от полковника Мищенко заключает в себе, что он находится в Ахсу или Новой Шемахе; с сим вместе уведомляет, что ширванский хан весьма [11] усилился и что идет против него в селение Джеват. Я отвечал ему, что, будучи в таком расстоянии, ничего не предписываю, а чтобы он действовал по обстоятельствам, прибавив к тому, что так как я не надеюсь на верность коммуникации, то предлагаю ему действовать так, как нужно при большом неравенстве сил.
Кроме сих вышепрописанных сведений сообщено мне, что у ширванского хана считается до трех тысяч ширванцев, две тысячи из Ленкорани, до четырех тысяч кавалерии присланной от Аббас-Мирзы и полторы тысячи сарбазов бывших в Ширвани; сверх того говорят: одни, что из Ленкорани пришло два баталиона сарбазов; другие же — будто Аббас-Мирза прислал к нему часть своей пехоты до восьми тысяч человек.
Больные весьма умножаются и по рапорту от 16-го числа, кроме двухсот отправленных в Шушу, восемьсот в отряде. Упомянутые двести человек больных в таком положении, что скоро выздороветь не могут.
Сейчас пришло известие от полковника Мищенко, что он подвинулся к переправе Джеват и что неприятель секурса в пехоте не имеет, так что силы его не больше пяти тысяч человек.
Там же.