4. Предписание генерала Ермолова генерал-адъютанту Паскевичу от 23-го октября 1826 года № 439. — Сел. Халдан.
Уведомление вашего высокопревосходительства от 14-го октября за № 136 получил.
Неприятель, пребывающий в прежнем расположении, хотя и усиливается, но весьма вероятно, что не войдет в Карабах в столь [5] позднее время и где им же произведенные разорения лишат его средств продовольствия, в котором даже войска вашим высокопревосходительством начальствуемые нуждаются. Конница, составляющая в теперешнее время главнейшие силы неприятеля. как не трудно было предвидеть, опасна более для Карабаха и может продолжить беспокойства жителей производя в земле опустошения набегами. Против сего, по недостатку у нас кавалерии, надобно искать средств в коннице карабахской. Из Ширванской и Шекинской провинций бежавший неприятель и возмутители, подосланные Аббас-Мирзою, стражу по реке Куре учрежденную из карабахской конницы оставляют совершенно праздною и, собрав конницу сию, надобно обратить в Капанский и Бергушатский магалы, где неприятель производит между жителями большой ужас и грозит переселить их в свои границы. Ваше высокопревосходительство изволите дать о сем предписание ваше генерал-лейтенанту князю Мадатову, которому я также о том подтверждаю.
Весьма беспокоит меня недостаток продовольствия войск вами командуемых и из собственного здесь опыта вижу с какими затруднениями сопряжено доставление оного и даже самою невозможностью, ибо повсюду — совершенный беспорядок; беки, в управлении коих находились магалы, по большей части разбежались; власти исчезли и народ, предоставленный полному безначалию, умножает расстройство. Здесь нашел я полторы тысячи семейств увлеченных изменниками-беками из Карабаха; из Ширвани же жители во множестве скитаются в Карабахе. Отдаленные от хозяйства своего они делаются бесполезными и даже производят беспорядки. Генерал-лейтенанта князя Мадатова распоряжения о доставлении из Ширванской провинции провианта доселе остаются без всякого исполнения и я от себя уже делаю понуждения, которые не имеют желаемого успеха.
Бумаги вашего высокопревосходительства от 10-го числа я не получал, вероятно потому, что оная отправлена в Тифлис, откуда по прямейшей дороге не может быть доставлена ко мне, ибо джарцы прерывают сообщение и бумага придет не иначе как возвратясь до Елисаветполя. [6]
На вопросы же о дальнейших предприятиях ответствую:
Намерения мои состояли в том, чтобы до прибытия идущих из России войск изгнать неприятеля из пределов наших. Главнейшим успехом в том было поражение, нанесенное вами Аббас-Мирзе; в других пунктах содействие частных начальников исполнено сходно с моим желанием. Движение за Аракс не может принести большой выгоды, ибо, не имея возможности противоставить достаточных сил, Аббас-Мирза непременно отступит; идти же дальше надобно иметь и более войск и более надежные средства продовольствия, которых земля не представляет и которых теперь у вас недостаточно и на месте.
Получаемые вашим высокопревосходительством сведения и подтвержденные недавно возвратившимся от Аббас-Мирзы шекинскими беками доказывают, что единственная цель пребывания Аббас-Мирзы близ Аракса — наблюдение за действиями вашими. С ним мало войск и артиллерия его назади; сие последнее обстоятельство доказывает, что он при малейшем угрожении готов удалиться. Теперь надлежит помышлять об удобнейшем размещении войск в тех местах ближайших к Куре, где бы, за недостатком местного продовольствия, можно было бы с меньшим затруднением доставать оное и за Ширванской провинцией; между тем снабжать сколько возможно крепость Шушу запасами.
Вашего высокопревосходительства благоусмотрению предоставлено собрать местные сведения, определить нельзя ли часть войск расположить к стороне Бергушата, дабы не допустить персиян увлечь тамошних жителей, дать сим последним время убрать чалтык — единственное средство пропитания семейств их. Войска сии не могут подвергнуться опасности, если будут иметь верное отступление на крепость Шушу. Впрочем, по свойству местоположения, по недостатку продовольствия, неприятель со стороны Бергушата не может употребить значительных сил и, как доносит генерал-лейтенант князь Мадатов, действует одною конницею. С нашей стороны конница карабахская будет решительнее в своих действиях, имея [7] подкреплением войска наши, на которые может опираться в случае превосходных сил неприятеля. Извольте дать мне знать какие сделаете распоряжения и где удобнейшим найдете размещение войск для отдохновения.
Я остановлен неподалеку от Мангичаура приготовлением провианта, в котором у меня недостаток.
Там же.