3. Рапорт полковника Мищенко генерал-адъютанту Паскевичу от 21-го октября 1826 года № 429.

От вашего высокопревосходительства имею я известие от 6-го числа сего месяца по выступлении уже моем из Тифлиса.

Я нахожусь в Нухе, откуда пришелец-хан бежал, не допуская войск наших. Посланные преследовать его казаки, при всем ускорении движения, догнать никак не могут и если на правом берегу реки Куры не встретит он конницы карабахской, то конечно пройдет без препятствий.

Здесь нашел я черный народ довольным, что прекратилось зверское управление хана, который делал ужасные неистовства, но большая часть беков совершенные изменники и нет сомнения, что многие даже провожали его в бегстве, дабы черный народ не мог воспрепятствовать ему в оном. [4]

Вашему высокопревосходительству должно быть уже известно, что шахский сын, бывший с войском в провинции Кубинской, бежал оттуда, равно и Мустафа Ширванский. С войсками находящимися в Ширвани у меня доселе еще нет сообщения, но оное восстановится немедленно. Известия от вашего высокопревосходительства извольте доставлять впредь через Зардоб, где известно будет место моего пребывания. Бумаги же отправляемые вами в С.-Петербург извольте отсылать через Тифлис. Дайте мне знать, что происходит в Карабахе; ибо неблагонамеренные люди, дабы возбуждать народ, распускают здесь слухи, что Аббас-Мирза с большими весьма силами находится у Худоферинского моста, и что он только на время оставлял Карабах и Ширвань, которые он занять не замедлит, изгнав войска наши. Здесь, после одержанной вашим высокопревосходительством победы, были рассылаемы письма, что армия персидская готова начать наступательные действия и умножила силы свои против прежнего. Аббас-Мирза употребляет средства сии, сопровождая их обыкновенно ложью персидскою и что удивительно, что есть еще люди дающие ему веру.

Завтра выхожу я отсюда по направлению к Ширвани, где, если не найду таких же как и здесь беспорядков, употреблю все меры, дабы способствовать войскам вашим в продовольствии, что, впрочем, будет сопряжено с не малым затруднением в рассуждении перевозки, ибо те же, как и в других повсюду местах, встречаются по сему предмету неудобства.

Там же.