27. Приказ войскам находящимся в крепости Шуше. 1-го августа 1826 года.

Назначаю штаб-офицеров в командование фасами при обороне крепости, а именно: маиору Михайлову — фас, начинающийся от закладенных ах-огланских ворот вправо до окончания постов занимаемых 2-ю егерскою ротою; маиору Клюки — от ах-огланских ворот влево до поперечной стены к елисаветопольским ворогам; маиору Лазунову — влево от сей же поперечной стены до елисаветопольских ворот и заведывание общим на сем пространстве резервом; подполковнику Молчанову — влево от елисаветопольских ворот до продолжения стены; а от окончания оной но обрыву до эриванских ворот и всеми постами по левую сторону оных находящихся — маиору Пантелееву. Поставляю сим во время формального приступа к непременному исполнению нижеследующее:

1) Офицеры, состоящие на порученных им постах, должны твердо защищать оные без отступления.

2) Частные командиры имеют по мере надобности подкреплять сии пункты из находящихся за оными резервов, и ежели сего будет недостаточно, то требовать людей из общего резерва.

3) Все люди 1-й егерской роты, остающиеся, за исключением 120-ти человек назначенных в команду штабс-капитана Черноглазова, к занятию стен и в резерв, в ту же минуту под ведением старшего в роте офицера следуют и присоединяются к общему резерву из 1-й карабинерной роты.

4) Караул с главной гауптвахты, за оставлением при унтер-офицере 6-ти рядовых у арестантов, тотчас имеет явиться к своим ротам, из коих будет составлен. [62]

5) Весь караул, находящийся при карабагских беках при унтер-офицерах, должен следовать к ротам своим в резерв, но не иначе, как по смене их с сего караула вооруженными музыкантами под командою прапорщика Швецова, который с ними немедленно должен прибыть туда и под ведением своим содержать там караул.

6) Все внутренние караулы имеют состоять под непосредственным ведением карабагского коменданта маиора Чиляева, как равно под его и моим распоряжением будет состоять резерв из 100 казаков донского подполковника Молчанова полка, долженствующий быть тогда при главной гауптвахте.

7) Остающаяся часть нестроевых чинов, под командой полкового казначея подпоручика Власенко, должна охранять главную квартиру, в которой цейхгаузы и денежные суммы, а равно и занимаемый комендантом дом.

8) Батареями, состоящими из орудий 5-ой резервной батарейной роты, командует артиллерии подпоручик Обухов, а батареями из городовых орудий — артиллерии подпоручик Станкевич, которому и находиться на правом фланге при больших орудиях.

9) Все раненые при штурме должны на первый раз быть перевязываемы при ротах фельдшерами и цырульниками, коим дать на то способы и надлежащее наставление. Штаб-лекарю Клорину распределить первых так, чтобы в каждом фасе, исключая заведываемого маиором Пантелеевым, было по одному. По окончании же дела раненые имеют быть отправляемы в полковой лазарет; во время дела здоровым людям при раненых отнюдь не находиться.

10) В случае смерти кого-либо из командиров фасов команду принимает тотчас старший в том фасе; а после вступает в командование войсками подполковник Молчанов.

В заключение сего предлагаю ротным и всем командирам фасов назначать на стены людей цельно стреляющих, а в резерве иметь сильных и мужественных, более способных к действию штыками. За сим остаюсь совершенно уверенным, что всякий из моих [63] сотоварищей по долгу присяги, чести, преданности к государю и любви к отечеству неизменно будет исполнять свою обязанность, не щадя себя до последней капли крови, имея в виду непременным правилом победить или умереть, и тем потщиться приобресть бессмертную славу.

В деле нужно сколько можно более хладнокровия, а потому, подтверждая о соблюдении оного всем, прошу при том, чтобы без необходимости секурс из резерва не требовали.

Там же.