165. Донесение генерала Ермолова начальнику Главного Штаба Его Императорского Величества. 4-го сентября 1826 года, № 349.
14-го минувшего августа на немецкую колонию Екатериненфельд, находящуюся в Борчалинской дистанции, сделала нападение хищническая партия, которая разграбила и увлекла в плен несчастных жителей и произвела над ними, в особенности над женским полом и младенцами, неслыханные неистовства.
Я получил достоверные сведения, что между сими хищниками находились в значительном количестве прошедшие через нашу границу из Ахалцихского пашалыка чалдырские и ахалкалакские жители.
О таковом поступке я уведомил ахалцихского пашу, прося его открыть и наказать преступников и заметил ему, что если впредь границы наши подвергнутся подобным грабежам от живущих во вверенном ему пашалыке, то я не премину довести о том до сведения Турецкой Порты через комиссаров, ведущих между обеими державами мирные переговоры.
Я получил ответ паши, наполненный дружественными уверениями и обещаниями, что хищники будут отысканы и казнены смертью.
В то же самое время через очевидных свидетелей дошли до меня следующие известия.
Назад тому несколько дней в Ахалцих доставлено до 50-ти человек наших колонистов, из коих 15 взяты самим пашою, а шестерых одели в турецкую одежду на глазах находившегося там в то время грузина.
В разных местах Ахалцихского пашалыка доставлено множество захваченного у здешних жителей скота и другого имущества,
Дней шесть назад из Ахалциха в Ахалкалаки отправились двести вооруженных людей с намерением заниматься [238] хищничеством; с таковою же целью 60 человек пошли с лезгином Гази-Гуссейном к границам Карталинии.
Гассан-хан, брат Сардаря Эриванского, очень часто посылает к Ахалцихскому паше нарочных с известием об успехах персидского оружия. Нарочные сии всегда возвращаются с подарками и привозимые ими известия производят весьма приметный восторг как в народе, так и на самого пашу.
Недавно прибыл в Трапезонд беглый имеретинский царевич Вахтанг, коего по распоряжению эрзерумского сераскира ожидают в Ахалцих; но какие его намерения неизвестно.
Граница наша подвержена подобным беспокойствам и со стороны Карсского пашалыка, где Шериф-ага, сильный владелец, пользуясь смутными обстоятельствами, производит хищнические набеги.
Я счел нужным сообщить вашему превосходительству эти сведения, которые могут объяснить в каком положении мы находимся в отношении к соседственным нам турецким пашалыкам, и сколь мало обеспечены границы наши и самые области прилегающие к владениям дружественной нам державы.
Там же.