7. Рапорт полковника Реутта генералу Вельяминову 1-му. 6-го июля 1826 года, № 924.
Карабагский житель Джангар-бек, посланный из Чинахчей Петрус-беком Мадатовым за границу в Карабаг, возвратился сейчас оттуда и доставил сведение о многочисленном сборе персидских войск и о готовности их к скорому выступлению в границы наши; там говорят все весьма гласно, что главные силы их с достаточным числом орудий должны устремиться сюда на Карабаг, и столь поспешно, чтобы не допустить не только добавления сюда [35] новых войск, но даже не дать времени собраться здешним войскам в Чинахчах и Герюсах находящимся, которых они сосчитали и даже знают, где и сколько стоит. Мустафа-хан яко бы был вызван к персидскому двору для получения особого действующего отряда, а Мехти-хан таковой отряд уже имеет, с которым и должен войти от Нахичевани в Карабаг. Говорят, что теперь все уже готово к предпринятому персиянами намерению и ожидается только возвращение в Тавриз шах-заде, с прибытием которого войска их должны двинуться по сделанному уже распоряжению.
Шушинский комендант маиор Чиляев от вчерашнего числа также меня уведомляет, что он почти ежедневно получает чрез достоверных людей сведения, яко бы отряды персидских войск выступили уже в Ардебиль, Эривань, Нахичевань и Ардубат с готовностью вторгнуться вскоре с наши пределы, и что с прибытием оных присоединятся к ним все наши татары. Мустафа-хан к имеющейся у него теперь коннице и пехоте ожидает еще новых войск из Тавриза.
Все сие представляя вашему превосходительству, не могу скрыть и того, что все сии слухи разнеслись уже и между нашим народом, который хотя и не показывает еще никакого смущения, но между тем весьма беспокоится, и что-нибудь самое малейшее может привести оный в смятение.
Почему, как для спокойствия края, так и для сильнейших отражений в случае вторжения неприятеля, я полагаю нужным усилить здесь войска; о сем осмеливаюсь почтеннейше представить на благоусмотрение вашему превосходительству.
Там же.