17. Предписание генерала Ермолова полковнику Реутту 21-го июля 1826 года, № 152.

Если известия, сообщенные вами в рапорте от 18-го числа сего [44] месяца № 1028, достоверны, то легко может быть, что на первое время нужно будет Карабаг оставить. Сомневаюсь, чтобы успели вы запасти столько продовольствия, чтобы недостаток оного не заставил войска наши отступить. Все сие приняв в соображение, нужным нахожу предписать вам в руководство следующее:

1) Роту женатых извольте немедленно с женами и детьми отправить в Тифлис, для препровождения оной дайте еще одну роту от вверенного вам полка. Все женатые солдаты должны быть под ружьем с тем, что в случае нападения неприятеля сражающихся будет две роты. Команду над сим транспортом извольте поручить расторопному и храброму офицеру, приказав ему о следовании своем доносить мне, если можно, каждый день. Отправление из Карабага женатой роты без сомнения даст подозрение жителям, что мы предполагаем Карабаг оставить; но вы старайтесь их в том переуверить; можете разгласить, что правительство, зная гнусные свойства персиян, уверено, что они предпочтительно будут стараться захватить в плен русских женщин и детей, что по сей причине полк для охранения их был бы привязан к Чинахчам и не мог бы делать тех движений, какие нужно для нанесения персиянам чувствительного вреда, и что посему предполагается укрыть семейства заблаговременно от покушений неприятеля. В конвой, который будет препровождать сих женатых, присоедините также два орудия артиллерии. Транспорт сей нужно отправить как можно скорее, пока неприятель не показался еще в значительных силах.

2) Несмотря на предположение оставить Карабаг, в случае нужды, старайтесь свести в Чинахчи сколько возможно более провианта. Это послужит между прочим средством уверить жителей, что мы намерены в Карабаге удерживаться; когда же уверитесь, что нужно начать отступательное движение, то, взяв с собою полное количество из свезенного провианта какое поднять можете, остальное сожгите или утопите в воде, чем уменьшится средство продовольствия, которое персияне должны искать также в самом Карабаге.

3) Заблаговременным отправлением женщин и детей избавитесь [45] вы от затруднений, кои имели бы от оных в движениях при приближении неприятеля. Нет никакой нужды начинать отступление по одним только слухам о собирающихся силах персиян и о приближении их; нужно удостовериться в этом совершенно и всего было бы лучше собственными глазами.

Остерегайтесь в том только, чтобы неприятель не захватил бы вас в Чинахчах, ибо тогда выход ваш на плоскость быть может будет сопряжен с значительными затруднениями. Для избежания оных извольте выйти на Шах-булах. Когда же получите известие, что персидские войска переходят через Аракс, тогда присоедините к себе все без исключения отделенные части полка, то есть и роту в Ширване находящуюся, равно как артиллерию и казаков. Отступать должны вы на Елисаветополь, стараясь сколь возможно долее противиться усилиям неприятеля, который должен будет часть войск своих держать в Карабаге, не вводя оных в действие против вас. Для перевозки раненых, кои могут у вас случится, нужно иметь вам несколько повозок.

4) Две роты, кои предписано отправить к вам из Ширвани, через день. или два выступят; полагаю, что оне направлены на Мингечаур, ибо разлив вод по правую сторону Куры должен препятствовать им идти на Зардоб. Извольте удостовериться о движении их посредством верного человека, и если бы, паче чаяния, были оне посланы на Зардоб, то обратите их на Мингечаур, если еще не поздно. Впрочем, если и через Зардоб прошли оне уже на такое расстояние, что присоединение их к вам не подвержено никакому сомнению, то на Мингечаур обращать их не нужно. Если же идут оне на Зардоб и по какому-нибудь непредвиденному случаю не успеют присоединиться к вам по крайней мере на Шах-Булахе, то вам должно отступать сколь возможно медленнее, доколе оне к вам присоединятся. Если же усиленное наступление неприятеля вынудит вас к скорейшему отступлению, чего, впрочем, я не ожидаю, то извольте заблаговременно направить означенные роты от Мингечаура на Елисаветополь, где ничто не может воспрепятствовать соединению вашему [46] с ними. Обстоятельства может быть потребуют, чтобы оне усилили переходы, а потому дайте им на то предписание, когда нужно будет. В случае отступления из Карабага ночные переходы принесут вам двойную пользу: во-первых войска менее будет терпеть от жаров, а во-вторых неприятель почти не будет беспокоить вас в движениях ваших.

В заключение не излишним считаю сказать вам, что необходимо нужно предписания мои и предположения ваши об образе выполнения оных хранить в совершенной тайне, без которой никогда не будете иметь в войне успеха. Впрочем, уверен, что вы исполните возлагаемое на вас дело, как офицер храбрый, деятельный. От вас зависит утвердить во мне навсегда сей образ мыслей.

Там же.