74. Г. полковнику кн. Севарсамидзе. 9-го апреля 1826 года, лит. А. С.

Сообщаю вашему сиятельству заграничные известия, в справедливости коих прошу вас, сколько возможно скорее и сколько возможно вернее, удостовериться.

Полковник князь Абхазов доносит:

1) Главные бунтовщики Гурии: князья Кайхосро Гуриель и Давид Гуриель, и еще какой-то малолетний царевич Имеретии, коего имя неизвестно, проживавшие доселе под покровительством Оттоманской Порты в местечке Кобулетах, отстоящей от бывшего Николаевского укрепления в 12-ти верстах, ныне вытребованы трапезондским пашою Чечен-оглы и отправились на лодках, нарочно присланных за ними, в город Трапезонд.

2) Трапезондский паша Чечен-оглы собрал двадцать тысяч войска, и всем судам, находящимся у берегов Трапезонда с грузом, имеющим отправиться в Константинополь, приказал таковые выгрузить на берег, и быть в готовности для поднятия войск, под предлогом, что будто бы он намерен наказать беков, ослушивающихся приказаний Порты. Но, между прочим, сие войско назначено дли усиления гарнизонов, именно крепостей: в Анапу две тысячи, в Суджук-кале две тысячи, в Батум две тысячи, в Чурук-су две тысячи и в Поти две тысячи. Затем, по требованию отцеубийцы Арслан-бея, в Абхазию назначены три тысячи, а последние десять тысяч, под личным предводительством паши Чечен-оглы, должны двинуться ко вновь выстроенной крепости Кобулетам, в расстоянии, как выше сказано,в 12-ти верстах от бывшего Николаевского укрепления.

3) Для обозрения, исправления и снабжения запасами, снарядами и орудиями отправлены пашою инженеры ко всем вышесказанным [96] крепостям, из числа коих в крепость Поти инженер прибыл еще 28-го марта.

4) Ахалцихский пашалык обнаруживает будто бы явные действия, клонящиеся к разрыву с нами. Генерал-майор князь Мадатов доносит: 1-е, что персияне приготовляются везде к войне, и Аббас-Мирза в последних числах апреля предполагает быть в Хан-Базе и 2-е, что персияне заключили мир с Турциею, отправили Мирзу-Фейзулу с подарками к султану, прося содействия его в предполагаемой против России войне, и что султан согласился будто бы на предложение шаха и обещал ему всевозможное со стороны Оттоманской Порты пособие.

Сведения сии таковы, что они требуют, чтобы ваше сиятельство обратили все свое внимание, а особенно со стороны Ахалциха. И если ваше сиятельство удостоверитесь, что сии известия имеют какое-либо правдоподобие, то не замедля мне донести, а вместе с тем, уведомите также от себя и полковников Муравьева и Леонова, дабы они приняли с своей стороны все меры осторожности, а особенно последний, чтобы турки нечаянным вторжением в наши границы не нанесли бы пограничным селениям разорения.

Там же.