41. Общие представления, которые должны быть сделаны правительству Персии о разграничении между обеими империями.

Когда в прошлом году беглярбег Фет-Али-хан был командирован Аббас-Мирзою в Тифлис, то, для соглашения с ним относительно границ между Россией и Персиею, г-н командующий войсками в Грузии назначил генерал-лейтенанта Вельяминова. Эти [53] уполномоченные признали, что разграничение, установленное ст. ІІ-й Гюлистанского трактата, представляло некоторые неудобства, и что следовало его видоизменить в общих интересах обеих империй.

28-го марта 1825 года они составили акт, который вносил некоторые изменения пограничной полосы от устья Карс-чая до конечных пределов Талышинского ханства, но их соглашение не было в то время утверждено наследным принцем. Содержание этого акта должно служить князю Меньшикову первым базисом для переговоров. Можно надеяться, что раз уполномоченный Аббас-Мирзою уже принял разграничение, которое в сем акте значится, то правительство Персии могло бы наконец утвердить этот договорный проект и покончить, таким образам, спор одинаково вредный для обеих сторон.

Тем не менее, его императорское величество, осведомившись о мнении своего начальника штаба и, приняв во внимание с пограничною картою в руках предложения изложенные обеими сторонами, признал за благо согласиться, окончательно отказаться от части Талышинского ханства, лежащей к югу от реки Бусей-чая, либо от какой-нибудь другой части территории, которую главнокомандующий сочтет возможным возвратить Персии и которая не грозила бы серьезным последствием для нас. Поэтому князь Меньшиков условится с генералом Ермоловым и получит от него более подробные инструкции; если проектированное соглашение осуществится, то он уполномочен заключить принципиально с правительством Персии о том договор. Окончательная редакция актов и установка столбов по всей договорной линии могли бы быть затем поручены комиссарам, назначенным для этого господином главнокомандующим. — граф Нессельроде.

На подлинном написано собственною его императорского величества рукою, тако: «Быть по сему» Николай. 23-го января 1826 г. С.-Петербург.

Там же.