31. Рапорт кн. Севарсамидзе ген.-лейт. Вельяминову. Сел. Караклис. 20-го января 1826 года, № 33.

Сейчас прибыл посланный от меня в Эривань для разведывания один человек от эриванского важного чиновника, который всегда извещает меня. Они объявляют, что сардарь получил приказание от Аббас-Мирзы сформировать еще батальон сарбазов из тысячи человек и набрать триста человек в артиллерию, и на сих днях приступил к набору, поставя караулы к нашей стороне от Талыни до Дарачичага, чтобы не могли уходить к нам. Набор делается с коренных жителей Эривани: татар и армян, кроме Гокчи, Дарачичага, Абарани и Талыни. Так как тамошние жители содержат цепь, то с них берут только конницу. Многие бы бежали к нам, но препятствуют им холода и большие снега в Эриванском ханстве.

Сверх сего, как мой посланный слышал от верных нам людей, а равно и прибывший с ним человек объявляет — что на весну прибудут в Эривань батальоны сарбазов и конница араклинская, по сему полагает он не было бы с нами разрыва.

Смею доложить: по мнению моему я не верю сему слуху, чтобы персияне на сие решились и едва ли достанет у них столько духа. [46] Можно верить, однако, что прибавляют они войска опасаясь нас ибо, видя, что мы владеем от большого Сатанагача до Барат-Годюна, где гокчинские и дарачичагские жители для них весьма ненадежны, легко могут полагать, что мы захотим и далее идти. Не менее того, прибавление их войск к Эривани будет служить надеждою не только их народу, но в Грузии — людям, не расположенным к нашему правительству.

Сардарь по слабости своего здоровья поручил дела сии своему брату Гассан-хану, который всем распоряжается. Какие только случатся перемены, тот же час буду рапортовать.

Там же.