124. Отзыв ген.-от-инфант. Ермолова начальнику главного штаба его императорского величества. 17-го июня 1826 года, № 31.
По секретному отношению от 3-го числа марта, за № 22, ваше превосходительство сообщили мне предположение г. министра финансов, если не вовсе прекратить, то, по крайней мере, весьма уменьшить количество ежегодной высылки в Грузию золота для содержания находящихся в оной войск, и требовать изволите по сему предмету моего мнения.
Прекратить вовсе отпуск золота на содержание в Грузии войск решительно невозможно, даже и уменьшить оный вдруг в большом количестве не весьма удобно по следующим причинам:
Ассигнации в самой Грузии не имеют повсеместного обращения, но только в уездных городах, и то не в большом количестве. В самом Тифлисе, можно сказать, удерживает их в довольно порядочном курсе купечество, выменивая оные для закупки в России товаров, и в особенности на ярмарке Нижегородской.
В Имеретии в одном городе Кутаисе ходят ассигнации, но нигде в других местах.
В мусульманских провинциях, гораздо Грузии обширнейших, ассигнации вообще неизвестны. Город Баку по торговым сношениям с Астраханью принимает их, но в малом количестве.
Промен ассигнаций не затруднителен для небольшого числа войск, близ Тифлиса расположенных; но в прочих местах, и особенно в мусульманских провинциях, квартирующие войска, променивая их в том же Тифлисе, уже не получают равных выгод.
Итак, если вдруг в большом количестве размножить ассигнации то они должны будут необходимо понизиться в курсе весьма ощутительно, а войска подвергнуться большой потере и будут крайне стеснены в средствах содержать себя, приобретая все потребности не иначе как звонкою монетою.
Не упустил г. министр финансов поставить мне на вид того, [142] что прежде него и сам я мог легко заметить, — что не малое количество золота выходит в Персию. Но еще долго не возможно будет отвратить сего. Персия снабжает нас многими предметами — и необходимыми и собственно удовлетворяющими роскошь. В обмен за оные не только Грузия почти ничего не имеет предложить Персии, но и сама Россия не избыточествует предметами для, нее необходимыми, а промышленность других народов, не терпящая соперничества, доставляет оные с большею для нее выгодою.
Итак невозможно удержать золото одним тем распоряжением, чтобы не выпускать его в Персию, ибо доколе торговля не сделается более выгодною, будет оно выходить или по другим направлениям, или так же через Грузию, независимо от войск. Но и для удовлетворения сих последних необходимыми потребностями найдутся вероятно люди расчетливые, — и потери будут только со стороны одних войск.
Господину министру финансов известите, что не одна Персия извлекает наше золото, но что часть оного отвращают собственные наши мусульманские провинции, чего также избежать невозможно, ибо доходы с оных в казну иначе не поступают как в звонкой монете.
Провинции сии, с недавнего времени поступив в распоряжение наше, не ознакомились еще с ассигнациями и устраняются их, не разумея еще от чего курс их может быть не всегда постоянным; не пытал я ввести в них ассигнации, понимая, что еще не время приступить к таковому перевороту.
Итак, если изложенные мною причины могут заслуживать какое-либо внимание, то думал бы я на первый случаи вместо 149,135 червонцев, отпускаемых на содержание войск, с будущего года удержать одну только четвертую долю сей суммы в золоте, заменив ее ассигнациями с сохранением вполне выгод получаемых в Грузии войсками.
Опыт сей докажет, до какой степени можно будет впоследствии умножить ассигнации.
Поход. секр. журн. корпусн. команд. 1826 г., по особой описи дело № 24-25.