120. Рапорт князя Севарсамидзе ген. Вельяминову, от 29-го ноября 1825 г. № 658.- Сел. Караклис.

На предписание вашего превосходительства по lit. V доношу: Аббас-Мирза хотя прибыл в пределы Эриванского ханства, но он еще около Араратской горы за Араксом намерен был ехать в Сардарь-абад, где сардарь строит крепость, и оттоль поедет в Эривань. Посланные мои находятся там для наблюдения, и когда прибудет Аббас-Мирза, буду рапортовать вашему превосходительству о всяком его движении, и вы будете иметь от меня верные сведения обо всех его распоряжениях, ибо к персиянам нельзя [141] иметь веры совершенно никакой. Сделать чапаул (разбойничий набег) не сочтет неприличным и Аббас-Мирза.

Ваше превосходительство позвольте мне донесть истину: для пользы службы и края здешнего я полагаю, что допустите и меня, чтобы я осмелился доложить о моем мнении, по известности мне коротко народа нашего и ихнего, о чем я намерен от себя предупредить сардаря Гусейн-Кули-хана и других приближенных:

Известно мне, что главнокомандующий г. ген.-от-инфан. Ермолов изволил выехать из Грузии для осмотра войск, на линии и в других местах расположенных, и еще не возвратился, а посему не следовало бы и Аббас-Мирзе входить с войсками для осмотра мест от местечек Зоды, Гили, Сатанагача и до Барат-Гедюка. Мне известно, что при осмотре им сих мест не может он иметь при себе менее пяти или шести тысяч пехоты и конницы из одной Эривани, ибо он во время охоты с ястребами имеет от пятисот до тысячи человек. А как ваше превосходительство изволите назначить ему число людей? Никак нельзя и подумать, чтобы он на то согласился, да и нам не нужно вводить его в сомнение, что мы боимся прибытия его с большим числом войск; а только в этом случае неминуемо надо будет мне быть с отрядом за Сатанагачем, где он должен проходить наши земли: часть карабагского ханства, елисаветпольскую и шамшадильскую дистанции. Я, как пограничный начальник, встречу его там со всею вежливостью, но употреблю все меры не впускать его в наши пределы, а если ему угодно осмотреть места, то может послать своего чиновника до самого Барат-Гедюка, с которым однако поедет и чиновник от меня.

Цель Аббас-Мирзы не та, чтобы осмотреть лично, а под сим предлогом сблизиться с нашим пародом, и узнать через наших агаларов мысли их и народонаселения, а также удостовериться о дошедших до него нелепых слухах, подобно разглашенным и между нашим народом, Если только не оставит он своего [142] намерения показать народу нашему, что мы до такой степени слабы, что впустили его в свои границы, то через это в народе нашем, не только других исповеданий, даже и вообще, может возродиться мысль противная и вредная для нас. Первейший мой предмет будет не допустить до сего, какого бы мне труда сие не стоило; только в одном затрудняюсь — по неудобности дурных дорог не могу иметь ни одного орудия, а трех фунтовых единорогов не имеется, хотя бы даже двух; заряды мог бы я иметь во вьючных ящиках; где тесные места, там можно бы разбирать их и переносить на руках; а когда нет возможности иметь орудий, то надеюсь и с одною пехотою выполнить. На все сие буду ожидать от вашего превосходительства разрешения, как изволите повелеть.

Тоже, стр. 86.