Рапорт полковника Фрейтага генералу Головину от 27 июля 1840 г. № 1269.

Г.-л. Галафеев, после движения но большой Чечне получив известие о действиях Шамиля, который, забрав аманатов со всех деревень салатавских, двинулся к Аварии,— выступил из креп, Грозной 18-го числа с двумя баталионами его светлости князя Варшавского, одним Мингрельского егерского, двумя баталионами Куринского егерского полков, одной ротой сапер и двумя полками Донских казаков.

По сведениям полученным мною через лазутчиков, отряд г.-л. Галафеева был в укреплении Таш-кичу; проходил ли он далее, мне неизвестно. Не слышно, чтобы г.-л. Галафеев, встречался где-либо с неприятелем; известно только чрез лазутчиков, что не весьма значительная партия хищников, отправившаяся по направлению к гор. Кизляру, была настигнута кумыками, имела с ними перестрелку и, потеряв четыре человека убитыми, возвратилась обратно; при чем со стороны кумык убито двое.

Узнав о движении отряда, Шамиль из Салатавского владения чрез владения Койсубулинское и Гумбетовское прибыл в Андию и потребовал заложников от Чаборлоевского общества; но, получив в этом отказ, решился покорить это общество оружием, и для этой цели, кроме партии взятой им из тех обществ, вытребовал к себе Шуант-муллу, Джават-хана, которые, взяв со всей Большой Чечни с двух человек одного, отправились к Шамилю 26-го числа.

23-го числа командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории г.-ад. Граббе проехал в отряд. Говорят, что отряд возвращается назад; официальных сведений я не имею.

В гарнизоне кр. Грозной находятся ныне два с половиною баталиона Куринского егерского полка, и 21-го числа прибыл один маршевой баталион 3-й бригады 8-й пехотной дивизии в числе 435 рядовых.

В окрестностях Грозной все спокойно; незначительные партии раза два покушались захватить скот мирных чеченцев, но не имели [406] в том успеха. Сборов до сего времени никаких нет. Дня через два Ахверды-Магомет должен собрать партию; намерения его еще неизвестны.

Из надтеречных деревень большая часть жителей Старого-юрта имеют намерение при нервом появлении возмутителей, или, даже и без того, секретно уйти в Чечню, и потому князья и благомыслящие люди сей деревни отправились для жительства на левую сторону Терека, в дачи Моздокского полка, но намерение это остается по сие время не исполненным; я наблюдаю за ними.

Почтительнейше донося об этом в. впр., считаю долгом присовокупить, что по возложенному вами на штабс-ротмистра князя Кундукова поручению я послал в Чечню почетных людей и уже получил сведение, что некоторые почетнейшие старшины просят моего позволения изложить в. впр. письменно все обстоятельства нынешнего восстания и вместе с князем Кундуковым отправиться к вам. Я изъявил на это согласие с условием, чтобы они приводили его в исполнение как можно поспешнее, и на днях ожидаю прибытия их.

Там же.