Письмо барона Розена графу Чернышову от 9 марта 1832 г. № 175.
С 3-го по 10-е число сего марта о происходящем на Кавказской линии получены мною следующие известия.
По окончании дела с салатавцами и ауховцами относительно внесения штрафных и податных денег, г.-л. Вельяминов 10-го прошедшего февраля выступил из Таш-кичу и 13-го прибыл к к. Грозной, присоединя к отряду своему 800 человек из полков Моздокского, Гребенского и Терского Семейного. Г.-л. Вельяминов намеревался выступить в ту же ночь в Чечню, дабы с рассветом неожиданно напасть на деревню Ачехи, отстоящую в 50-ти верстах от Грозной, но сильная метель воспрепятствовала тому.
Выступив вечером 15 числа, войска успели дойти к рассвету только до деревни Казак-кичу, находящейся в 40 верстах от Грозной, ибо дорога была весьма затруднительна от большого снега Г л. Вельяминов, видя, что жители деревня Казак-кичу намерены сопротивляться, устроил батарею из 12 орудий и, открыв из оной канонаду, приказал пехоте запять деревню, что и было исполнено баталионом Эриванского карабинерного, 40 Егерским и Московским пехотным полками, посланными в одно время в разные пункты оной. Предложив разорить все чеченские деревни, лежащие вниз по левому берегу Сунжи до Грозной, г.-л. Вельяминов по истреблении Казак-кичу 17 числа выступил оттуда и, пройдя мимо деревни Албару, взятой и сожженной баталионом Эриванского карабинерного полка, завял Большие Самашки. Здесь начали приходить к нему чеченцы, находящиеся на упомянутом пространстве, с покорностью и соглашаясь на все требования его; но как не все жители последовали их примеру, то он, сохраняя в целости дома и все принадлежащее покорившимся, продолжал истребление собственности непокорных, сообразно с чем уничтожены селения: 19-го [85] числа Гала-юрт, 20-го Закан-юрт, 21-го Большой Кулар, 22-го Малый Кулар и 23-го Алхан-юрт, откуда 24-го отряд возвратился в Грозную. При занятии всех сих деревень чеченцы без большого сопротивления оставляли оные и удалялись в леса, покрывающие противоположную сторону Сунжи и оттуда вели с нашими войсками перестрелку. Потеря наша в сей экспедиции состоит из двух убитых и 28 раненых нижних чинов; потеря неприятеля состоит из 30 человек убитых; о раненых их нет верных сведений. При выступлении отряда из крепости Грозной мороз, бывший вечером на 15 число февраля не более 10 градусов, сделался потом так силен, в особенности же к утру, что в отряде оказалось обмороженных тяжело 49, легко 153 нижних чинов, сверх того совершенно замерзли 1 унтер-офицер и 3 рядовых 40-го Егерского полка. Совершенный недостаток в сене для продовольствия лошадей побудил г.-л. Вельяминова отложить окончание экспедиции противу чеченцев до изобильного подножного корма, которого там нельзя ожидать ранее июня месяца, особенно в нынешнем году по случаю позднего открытия весны; почему, расположив войска согласно прилагаемому при сем квартирному расписанию, г.-л. Вельяминов намерен отправиться в город Пятигорск для распоряжения по делам строительной комиссии и для пользования горячими водами, ибо здоровье его весьма расстроилось от трудов, перенесенных во время прошедших экспедиций произведенных в суровое зимнее время.
С других частей Кавказской линии никаких особенных известий не имею; в Черномории уже с 8 по 16 число прошедшего февраля все состояло благополучно.
Дело 2-го отд. генер. шт. 1832 г. № 9.