Отношение барона Розена графу Чернышеву от 13-го ноября 1831 г. № 136.

При отношении от 5-го сего месяца за № 106 я препроводил в. с. рапорт г.-а. Панкратьева от 19 го октября за № 1108 о покорности, изъявленной жителями башлинскими, каракайтагскими и акушинскими; ныне я получил от него следующие известия: округ Кубачи и весь Каракайтаг дали вновь присягу на верноподданство Государю Императору. Табасаранские жители получили также прощение с условием выгнать из среды своей изменника Абдурзах-кадия, а на место его избрать себе другого начальника. Аварский Нуцал-хан и мать его Паху-Бике изъявляют нам преданность, и, как слышно, выставили на границах своих караулы, дабы не впускать ни Кази-Муллу, ни сообщников его. Устроив дела в центре Дагестана, г.-а. Панкратьев обратился форсированными маршами в Шамхальские владения и 22-го числа октября прибыл в селение Темир-Хан-Шуру, где получил известие, что Умалат-бей, родственник Шамхала, передавшийся Кази-Мулле и получивший от него достоинство нового Шамхала, укрепился с сообщниками своими в селении Эрпели, имея до 6-ти тыс. человек вооруженных, почему г.-а. Панкратьев 23-го числа атаковал сие селение, находящееся почти в неприступном месте, окруженное глубокими оврагами и густым лесом и укрепленное шанцами и завалами. Отвлекая фальшивыми демонстрациями внимание неприятеля от настоящего пункта атаки, он решительно повел войска на приступ. Все неприятельские завалы, лес и самое селение, заключающее в себе до 500 каменных домов, были очищены нашими войсками в течение двух часов. Почетное знамя Умалат-бея, огромная добыча и имущества мятежников и до 10000 штук разного скота досталось в руки победителям. Большая часть скота захвачена конницею Шамхала, хана Мехтулинского и Аслан-ханских людей. Неприятель оставил на [63] месте сражения более ста убитых; также взято несколько десятков пленных. Туман, продолжавшийся во весь день, дал мятежникам способ избежать большого поражения, скрывшись скоро в кустарниках и ближних лесах. С нашей стороны ранены: обер-офицер 1, нижних чинов 9; мусульманских полков — обер-офицер 1, всадников 22; убито нижних чинов 4 и столько же мусульман.

После сего г.-а. Панкратьев направился к Таркам и прибыл с отрядом на правый берег Койсу против сего селения, где находились в сборе значительное число приверженцев Кази-Муллы с прибывшими к ним на помощь чеченцами и салатавцами, всего до 4000 человек. Мятежники истребили все существовавшие на реке Койсу мосты и переправы и не было никакой возможности перейти на левый берег реки, не смотря на то, что войска наши заняли под сильным ружейным огнем весьма выгодную позицию на правом берегу; из сосредоточенного действия 12 орудий артиллерии и стрелков неприятель потерпел большой вред. Прибывшая от дождей вода истребила все броды и всякую возможность переправы на Койсу, протекающем не в глубоком русле, над коим возвышаются высокие перпендикулярные скалы. Местечко Чиркей находится в одном из самых крепких ущелий Кавказа; сама природа доставила ему способы к наилучшей защите и чиркеевцы воспользовались весьма искусно всеми средствами обороны, прибавив к оным в разных местах шанцы и завалы, но удачное действие выгодно расположенной артиллерии нашей, меткий огонь стрелков и сделанное приготовление бродов кавалериею и егерями 42-го полка нанесли неприятелю столь великий страх, что он неоднократно присылал людей своих на берег под сильным ружейным и картечным огнем просить о прекращении кровопролития и о даровании пощады. Не видя возможности перейти через Койсу и овладеть Чиркеем без значительной потери людей, г.-а. Панкратьев воспользовался сим благоприятным случаем, чтобы даровать чиркеевцам пощаду на следующих условиях:

1) Местечко Чиркей, принеся покорность, обязывается исполнить все приказания начальника Кавказской линии, от коего оно должно зависеть по местоположению своему, находясь на левом берегу Койсу.

2) Чиркеевцы обещаются никогда не принимать к себе изменника Кази-Муллу

3) Они обязуются 29-го октября доставить в лагерь взятое Кази-Муллою в нынешнем году у отряда генерал-от-кавалерии Емануеля орудие, которое находится на одной отдаленной горе.

Сим решительным движением к местечку Чиркею покорено сие гнездо изменника Кази-Муллы, и семейство его принуждено было [64] бежать оттуда к андийцам, обитающим близ снегового хребта Кавказа. Последствием сего было то, что со всех сторон начали приходить к г.-а. Панкратьеву депутаты с испрошением пощады. Все мятежные селения Шамхальского владения, Гимры, Унцукуль и Койсубулинское общество изъявили уже покорность.

Таким образом, успокоив Дагестан менее нежели в один месяц, считая от выступления войск из Дербента до прибытия к Чиркею, г.-а. Панкратьев намерен остановить все войска на некоторое время близ Кафыр-Кумуха, дабы присутствием их совершенно обезнадежить приверженцев Кази-Муллы и ускорить водворение жителей в своих местах.

Потеря наша при Чиркее состоит из 10 убитых нижних чинов и 73 раненых; в продолжение же всей экспедиции потеря наша заключается в убитых и раненых 4 офицеров и 245 нижних чинов. По собственному показанию чиркеевских депутатов, потеря их в делах 25-го и 26-го октября простирается до 300 убитыми и ранеными. Г.-а. Панкратьев отзывается с полною похвалою о блистательной храбрости и редком усердии оказанном нашими и мусульманскими воинами в сем и в прочих делах, бывших во время нынешней экспедиции в Дагестане, сопряженной как с тяжкими трудами при следовании войск из сборных мест в знойное время, так и в диких ущельях Кавказа во время глубокой осени.

С своей стороны считаю долгом отдать справедливость благоразумной распорядительности г.-а. Панкратьева, действовавшего с решительностию против мятежников и вместе с тем благоразумною снисходительностью к покорившимся умевшего произвести полезное влияние для успокоения сего края.

Там же.