Рапорт генерал-лейтенанта Фези генералу Головину от 8 апреля 1839 г. № 193.

Казикумыкский Монатым-бек доставил сюда сего числа полную годовую подать ханств Казикумыкского и Кюринского, состоящую ин 3.000 рублей серебром. Подать же хлебом, из 2.000 четвертей уже прежде выслана была за исключением 179 четвертей, которая по случаю неурожая в прошлом году не могла быть собрана. Обе сии подати, как денежная, так и хлебная, были сложены с одного ханства, Кюринского, а казикумыки ничего не вносили, да и теперь они даже ханше-правительнице ничего не платят.

Аслан-бек, быв уважаем и страшен своим подданным, первый из ханов заставил сей народ платить себе дань, отчасти и под предлогом внесения подати русскому правительству, но при наследниках его Сурхай-хане и Магомет-Мирзе-хане казикумыки начали опять менее и менее платить и потому ханы принуждены были наложить уплату всей казенной подати па кюринцев, как жителей находящихся у подошвы горы и некоторым образом под властью казикумыков обитающих и, наконец, как в прошлом году Магомет-Мирза простил им всю подать за тот год, то тем более они при теперешних обстоятельствах не хотят знать никакой подати.

Между тем жители обоих ханств от внутреннего беспокойства и душевного волнения вследствие неназначения хана все ожидают настоящего решения их участи нынешним летом по открытии предполагаемых нами действий.

Тотчас по возвращении моем в Дагестан писал я к Омар-беку письмо, в коем объявил ему неудовольствие в. пр. за то, что он делает интриги против ханши, что Абдурахман никогда не будет ханом и что он оставлен в. пр. в Тифлисе для того, чтобы жил там спокойно и не вмешивался ни в какие дела. В этом же смысле писал я к ханше Уми-Гюльсум-бике и к Гарун-беку. Ответ Омар-бека на сие мое письмо при сем в. пр. в копии с переводом представить честь имею. [387]

Что в сих ханствах действительно разносятся всегда неблагоприятные для нас слухи, как имел я честь донести в. пр. в последнем рапорте от 1-го сего апреля за № 136, может служить доказательством то, что Омар-бек недавно чрез посланного к генерал-маиору Реутту обжаловал Мухамеда-бека, будто оп распространял разные вредные для правительства известия.

Там же.