Отношение барона Розена графу Чернышову от 11 сентября 1837 года № 969.

После отношения моего к в. с. от 25-го августа за № 873 о действиях г.-м. Фези в Северном Дагестане получены мною следующие известия. [363]

По возвращении отряда в Аварию г.-м. Фези, расположив войска частью близ Хунзаха и частью на хребте Арах-тау, вступил в сношения с ближайшими непримирившимися еще обществами, дабы склонить их к изъявлению покорности; при сем генерал сей изъясняет, что во всем Нагорном Дагестане — две партии, из коих одна желает вступить с нами в сношение и найти чрез то защиту от ига мюридов, другая партия, более сильная, одерживает над первою верх и по научению Шамиля, Али-Бека и мюридов противодействует намерениям людей, готовых покориться нашему правительству.

Общества богалальцев, ахвальцев и калалальцев, участвовавшие в сражении под Ашильтою, узнав о возвращении наших войск в Аварию, прислали в Хунзах старшину с изъявлением готовности покориться и с просьбою, чтобы Ахмет-хан Мехтулинский прибыл на границу Аварии для посредничества между нами и означенными обществами. Вследствие сей просьбы генералом Фези был послан под прикрытием милиции Ахмет-хан, который м расположился близ южной границы Калалальского общества. Начались переговоры, ню были безуспешны от того более, что прибывший к калалальцам Али-Бек происками старался препятствовать покорению означенных обществ.

Между тем, Шамиль находившийся в селении Чиркате (в обществе Гумбетовцев), не действуя явно, известил все непокорные общества о возвращении наших войск в Аварию и увещевал их быть готовыми к защите, но по известиям собранным лазутчиками никто не осмеливается вооружиться, даже и не приготовляется к защите, считая сие бесполезным.

25-го августа Ахвальское общество прислало в Хунзах почетнейших старшин с изъявлением покорности, которые и были немедленно приведены к присяге на верноподданство Его Императорскому Величеству.

Г.-м. Фези, дабы воспользоваться раздорами двух враждующих партий в непокорных обществах и внезапным приближением к оным наших войск заставить колебавшихся решиться на покорность, предпринял ночную экспедицию по дороге к враждебным селениям Ораты и Хараки, которые входили прежде в состав Аварского ханства, потом отложились от оного и по близости к Хунзаху не могли быть оставлены непокоренными.

С 25-го на 26-е августа почти весь отряд был собран на хребте Арах-тау, откуда двинулся по западной покатости Аварских гор к р. Андийский Койсу, на дороге к ней находились выше означенные селения. [364]

Утром 26-го числа войска достигли до Ораты и Хараки. Жители оных, заметив отряд, тотчас вооружились и пошли к нам навстречу, дабы защищать лощины и овраги находившиеся между нашим отрядом и их жилищами и открыли перестрелку. Бывшие в авангарде Донские в Линейные казаки совокупно с конницею Шамхала Тарковского, будучи поддерживаемы пехотою авангарда, немедленно атаковали горцев, опрокинули оных и по их следам ворвались в обе деревни, вследствие чего горцы, не успев засесть в башнях и за стенами нарочито устроенными в Орате и Хараки, оставив спои аулы, скрылись за оными между скал и утесов.

Вслед за сим, саперная команда с рабочими была послана для разрушения башен и стен в означенных деревнях.

Жители Хараки, увидев, что их аулам грозит истребление, тотчас выслали депутатов, прося пощады и изъявляя готовность покориться. Дома и имущество покорившихся были пощажены, а 22 дома мюридов и все укрепления разрушены. Аул же Ораты истреблен, ибо жители оного явились с покорностью.

В сей день взято в плен 26 горцев и отбито до 100 штук рогатого скота. С нашей стороны не было никакой потери.

Дымящиеся развалины Ораты и разосланное в окрестные аулы воззвание убедили горцев из селений Хамашу, Среднего Харадериха, Коло, Хидака и Тлоха, прислать депутатов с изъявлением покорности. Высланные аманаты и старшины приведены к присяге на верноподданство Его Императорскому Величеству.

Между тем гумбетовцы, узнав о приближении нашего отряда к их границам, в числе 1000 человек собрались на Андийском Койсу близ сел. Инху, туда же прибыл и Шамиль.

Г.-л. Фези было послано воззвание и к гумбетовцам, на которое они отвечали, что готовы покориться, но, подстрекаемые Шамилем, не высылали аманатов.

28-го августа дабы не подвергать отряд болезням от дурной воды находящейся близ сел. Ораты и по причине тамошнего нездорового климата войска были двинуты обратно к горе Арах-тау, где и расположились близ сел. Мочоха.

О чем для доведения до Высочайшего сведении Государя Императора имею честь сообщить в. с.

Там же.