Порядок встречи и сопровождения Государя Императора во время проезда Его Величества чрез Армянскую область.

1. На границе Армянской области, со стороны Бамбако-Шурагельской дистанции, за деревнею Мастара, начальник области с [331] ханами, беками, меликами и другими почетными жителями города Эривани, в сопровождении Сардарабадского окружного начальника, с его помощниками и почетными же жителями этого округа из сословия армян и мусульман встречает Государя Императора, поднося всеподданнейший рапорт о благополучном состоянии области.

Из числа почетных жителей сословия армян, мусульман городских и округу принадлежащих и из куртинцев Сардарабадского округа заблаговременно будут назначены с каждого по два, ординарец и вестовой, и если Его Величеству благоугодно будет принять их, то они будут иметь счастье являться по очереди и все время следования Его Величества находиться при Высочайшей особе; распределение конвоя и сопровождение Его Величества до самых ночлегов производится по распоряжению начальника области, от коего зависит и наряд почетных жителей для содержания часов при квартире Его Величества.

2. Так как Сурмалинский округ, состоящий на правом берегу Аракса, не будет осчастливлен Высочайшим присутствием, то окружный начальник с помощниками своими и почетными жителями Сурмалинского округа всех сословий ожидает Его Величество у самого спуска с Талынской горы, где во время перемены лошадей представляются ординарцы и вестовые из почетных же жителей сего округа, порядком в 1-м пункте положенном, если последует на то Высочайшая воля.

Здесь конница эта соединяется с таковою же в Мастарах находившеюся и под начальством маиора Ахмет-хана конвоирует до Сардар-Абада, где предполагается ночлег Его Величества и где жители Сардар-Абада встречают у ворот крепостных Государя Императора с хлебом и солью.

3. По выезде из Сардар-Абада Государь Император, осмотрев вновь выстроенную штаб-квартиру Донского казачьего № 11-й полка, на самой дороге стоящую, удостаивает Высочайшим смотром на Карасу конницу кенгерлы в полном ее составе, при Высочайше пожалованном знамени; конница эта за неделю до прибытия Его Величества, будучи расположена на сей равнине, в день смотра выстраивается по порядку и будет иметь счастье быть представленною самим плкн. Эксан-ханом, родоначальником общества Кенгерлы и управляющим Нахчиванскою провинциею; по поднесении всеподданнейшего строевого рапорта по форме, начальником области Эксан-хану данной, Государь Император, если благоугодно будет Его Величеству, принимает ординарцев и вестовых, и потом по Высочайшей же воле конница кенгерлы проходит церемониальным маршем, при чем соблюдена быть имеет должная саллютация, как [332] г.г. штаб и обер-офицерами, так равно и знаменам: с самого начала до окончания сего смотра будет играть азиатская музыка.

Не в большой отдаленности от конницы кенгерлы, на левом фланге оной будут находиться братья плкн. Эксан-хана, Назарали-хан с почетными жителями города Нахичевани и провинции оного и маиор Ших-Али-Бек, управляющий Ордубадским округом, с почетными жителями Ордубадского округа обоих сословий, то есть армян и мусульман.

Ординарцы и вестовые являются по порядку в 1-м пункте изложенному.

Распределение конвоя по местам и назначение кому где и как следовать делается областным начальником.

В Эчмиадзинском монастыре встреча производится по церемониалу Высочайше утвержденному.

Во время Высочайшего следования из Эчмиадзина к Эривани, около деревни Паракар, она же и Ширабат, на равнине встречает Государя Императора Шарурский окружный начальник с помощниками и почетными жителями; конница эта, присоединившись к конвою казачьему Государя, сопровождает Его Величество до Эривани по порядку во 2-м пункте изложенному. При проезде же Его Величества чрез деревню Паракар жители оной подносят Государю Императору хлеб-соль.

У каменного чрез реку Зангу моста, на левом берегу этой реки, Его Величество встречает эриванский полициймейстер е приставом и юзбашами, почетными жителями сословия армян и мусульман и всем пародом, кои подносят Его Величеству хлеб-соль.

Члены Эриванского мусульманского шариата и прочие почетные духовные особы должны быть представлены Государю Императору в крепости тогда, когда Его Величество изволит назначить.

При прибытии в Эривань конница кенгерлы располагается лагерем на левом берегу Занги у южных крепостных ворот.

Во время Высочайшего ночлега в кр. Эривани составляется сводный караул при Его Величестве от почетных жителей области, или же, по Высочайшей воле, предоставляется сие счастие кенгерлинцам.

В день выезда Его Величества из города Эривани окружные начальники: Шарурский, Сурмалинский и Сардарабадский отправляются к своим местам, а некоторые почетные жители сих округов, по усмотрению областного начальника, оставляются вместе с прочими для препровождения Государя Императора.

4. По выезде Государя Императора из города и черты оного на горе Кинакирской встречает Его Императорское Величество Эриванский окружный начальник с помощниками своими, почетными жителями сословия армян и мусульман представляет [333] ординарцев и вестовых Государю Императору, буде на это последует Высочайшая воля, сопровождает до селения Чубухлу, до которого места следуют ханы, беки, мелики, юзбаши и почетные старшины области.

Во время Высочайшего следования чрез селение Кинакир жители оного встречают Его Величество хлебом-солью

В 14 верстах от Эривани удостаивает Государь Император Высочайшим осмотром штаб-квартиру Грузинского линейного № 3-й баталиона, где прием ординарцев и вестовых и прочее происходит известным порядком и по воле Его Величества.

От Чубухлов начальник области со всеми почетными жителями, ханами и беками и с Эриванским окружным начальником, конвоируют Его Величество до Делижана, или до того места, где Государь Император встречен будет грузинским гражданским губернатором, или другими чиновниками со стороны Грузии.

Во время въезда Его Величества в Эривань и выезда из оного крепость саллютует 101-м выстрелом из орудий, если на это воспоследует Высочайшая воля.

Там же.