Рапорт полковника Пулло барону Розену от 11 июля 1836 г. № 84.
Доставленные ко мне чиркейским старшиною Джамалом при письме его таковое же к нему от гимринского Шамиля, и преданным правительству нашему ауховским муллою Докеем Джантиевым писаное ему от гумбетовского Мафти-кадия, у сего оригиналами и переводами из оных на благоусмотрение в. впр. почтеннейше представляя, доложить честь имею, что по прибытии моем к крепости Внезапной я тотчас же послал вновь достоверных лазутчиков о разузнании действий и намерений гимринского Шамиля; они, возвратясь, объявили, что в Болкоевское общество после некоторых сопротивлений против многочисленного скопища Шамиля принуждено было дать ему и от себя, по примеру андийцев, (о чем я имел честь доносить в. впр. рапортом от 5 числа сего месяца под № 81) заложников, согласиться принять вводимый им шариат и исполнять все его требования; он покушался принудить к тому же и аварцев, но, встретив от них сильное сопротивление и готовность в значительном числе жителей подкрепленных казикумыками к драке, возвратился в койсубулинскую деревню Ашильты, куда к будущему понедельнику (13-му числу) сзывает со всех деревень шариат его принявших вооруженных людей, и, как лазутчики в [282] скопище Шамиля слышали, намерение его есть, собравши сильные толпы народа, ворваться с оным в Аварское владение и силою оружия утвердить в оном и шариат им вводимый и вместо законного Аварского наследника восстановить правителем сего владения двоюродного брата бывшего возмутителя Гамзат-Бека, Али-Бека. Аварцы с некоторым числом казикумыков для предупреждения покушений Шамиля собрали в окружности пограничной своей деревни Мушула и в ожидании скопищ Шамиля истребляют посев хлебов и сенокосные места принадлежащие койсубулинским деревням участвующим в намерениях Шамиля.
С самого начала действий гимринского Шамиля, не получая совершенно и малейших сведений о том от командующего войсками в Северном Дагестане, господина г.-м. Клюки-фон-Клугенау, видя, что Шамиль в рассылаемых им к разным горским более уважаемым в народе лицам, к чеченскому народу и салатавским старшинам воззваниях своих употребляет дозволения на действия им производимые Темир-Хан-Шуринского военного нашего начальства, как между прочим в оных старается склонять всех против нашего правительства, укоряя и угрожая преданным к нам, я от 8-го числа сего месяца решился чрез нарочно посланного просить от г.-м. Клюки-фон-Клугенау удостоверительного уведомления: известно ли ему о действиях Шамиля и чего должно ожидать от таковых его предприятий; но его превосходительство, отправив нарочно посыланного мною к нему обратно, не удостоил меня совершенно никаким уведомлением.
Не смея пренебрегать ежедневно подтверждаемыми известиями о неблагоприятных к нам намерениях гимринского Шамиля, при том же соображаясь с действиями его, выражениями в письмах к народу рассылаемых им излагаемыми и самоуправством его даже и между покорными нам обществами, я остаюсь в том мнении, что цель Шамиля есть весьма вредна и злонамеренна против нашего правительства, которую быть может он скрывает пред Темир-Хан-Шуринским начальством под каким-либо благовидным предлогом собственно для того, чтобы выиграть достаточно на обольщение народа времени, успеть более усилить себя между оным. А посему и как с прибытием моим ко вновь строющейся крепости Внезапной найдена оная довольно уже обстроенной, то чтобы как наипоспешнее привести ее в оборонительное состояние и при случае появления в сих местах скопищ Шамиля или других возмутителей не защищать старой крепости почти уже разрушившейся и сей вновь строющейся и тем не развлекать весьма малые силы войск в распоряжении моем состоящих на части, для успешнейшего производства работ я употребил вдобавок к предписанному [283] в. впр. одному баталиону Куринского егерского полка еще три роты егерей со мною сего месяца 7-го числа к сей крепости прибывших я вместе с тем с общего согласия генерального штаба полковника Ковалевского и моего полезнейшим признали линейный № 10 баталион, артиллерию, провиант и артиллерийский порох переместить из старой крепости во вновь строющуюся, к чему уже и приступлено. При употребляемых полковником Ковалевским деятельных мерах и при пособии в работах вышеупомянутых добавленных мною трех рот егерей можно надеяться, что сия вновь начатая крепость может быть 17-го числа настоящего месяца приведена в такое положение, что в состоянии будет, вместив гарнизон и все что к оному принадлежит, оставаться в безопасности и тогда, если бы обстоятельства потребовали отвлечения ныне находящихся при оной войск к другому.
Там же.