Письмо барона Розена Нуцал-аге от 13 июля 1836 г. № 777.

Государь Император, по Всеподданнейшему представлению моему, Всемилостивейше пожаловать соизволил вас в полковники с возведением в достоинство Казикумыкского хана, на что и Высочайшая грамота в свое время будет к вашему высокостепенству доставлена.

Сверх того Его Императорскому Величеству благоугодно было утвердить вас и правителем ханства Аварского до совершеннолетия сына покойного Нуцал-хана Аварского.

Я за особенное себе удовольствие вменяю поздравить вас, высокостепенный хан, с таковою высокою Монаршею милостью и изъявить искреннее мое желание, чтобы вы, шествуя по стонам достойного вашего родителя, истинною, неизменною преданностью и ревностною службою на пользу нашего правительства еще более обратили на себя внимание Государя нашего.

Посылаемый мною с полковником Гене перстень прошу вас, высокостепенный благоприятель мой, принять в память от меня, как особенный знак моего к вам уважения, а часы при сем же препровождаемые прошу вручить от меня любезному брагу вашему Магомет-Мирзе.

Зная короткое знакомство ваше с полковником Гене, я избрал его как для поздравления вас с Монаршей милостью, так и для того, чтобы он находился с вами при истреблении мятежных скопищ Шамиля и восстановлении спокойствия в Дагестане, согласно данных мною наставлению г.-м. Реутту, который о сем известит вас своевременно. Я вполне уверен, что вы не упустите сего случал ознаменовать признательность вашу за высокие милости Государя Императора подвигами мужества и благоразумия, коими вы и прежде неоднократно отличались.

Впрочем, если даже мятежные скопища рассеются до наступательного движения наших войск, так что в содействий вашем с храбрыми подвластными вашими не будет настоять особенной надобности, я надеюсь, что вы и тогда отправитесь сами в Хунзах, как для личного обозрения порученного управлению вашему Аварского ханства, так и для восстановления присутствием своим нарушенного в оном мятежниками спокойствия и порядка. При чем также прошу вас взять с собою полковника Гене, который, имея вашу доверенность, может быть вам весьма полезен.

Из Хунзаха прошу вас, высокостепенный хан, доставить безопасный случай сему штаб-офицеру для проезда чрез Лезгинские общества в Грузию или по крайней мере в Джарскую область.

В окончании я нужным считаю присовокупить, что отправление к вам полковника Гене не должно препятствовать ни письменным, ни личным сношениям вашим с подполковником Мирза-Джан-Мадатовым, который имеет от меня известные вам особенные поручения и который по оным пользуется полною доверенностью. [272]

Примите, высокостепенный хан, уверение в чувствах моего дружеского расположения и истинном почтении.

Там же.