Письмо Ташов-Хаджи Ауховскому обществу.
Получив бумагу вашу, я не без удивления усмотрел изложенные в ней глупые детские ваши роптания, совершенно противные прежде присланной от вас бумаге и вовсе не согласные с святым шариатом.
Отговорки ваши, что вы покорствуете им (христианам) по воле покойного Кази-Муллы несправедливы, ибо мне известно, что ни он, ниже я, наместник его, иметь с ними приязни вам позволения никогда не давали. Почему же вы осмелились говорить так несправедливо, друзья мои! Вам совершенно не приличествует лицемерие и даже стыдно покушаться на таковой обман, который мужественному и храброму человеку и мне весьма прискорбно слышать от вас такие речи.
Поелику нет с ними приязни без согласия на то имама или его наместника, то взываю к вам, друзья мои! Дайте мне путь к совершению богоугодного моего предприятия, тот самый, который в среде вас находится, но не указывать на тот, который для моего предприятия неудобен. Мне нет успеха без вашего ко мне снисхождения, ибо дороги, которые для исполнения моего желания предлежат, вы по глупости своей называете вашего собственностью. Какие противные святому шариату возражения!..
Друзья мои и братия! я от вас единого шариата прошу: дайте мне дорогу — если шариат о том повелевает, или откажите — если требование мое тому противно, и я в сем последнем случае даю вам честное слово не буду вас беспокоить никогда
Друзья мои по вере! не отриньте благое и спасительное воззвание мое к вам, перестаньте содействовать успеху неверных и желаниям дьявола, не исполняйте повеления фараонов и, страшась гнева всемогущего Бога, соблюдайте свято закон ваш исламизм.
Знайте, друзья мои! что я сражаться с вами и принуждать вас к чему-либо силою не могу, но прошу от вас единого кроткого и святого шариата и при том внушаю вам, что Бог, в которого я крепко верую, могущ на все, и одно только покровительство заменит все суетные земные силы и он есть источник всякого пособия тем, которые подвизались за православную его веру. [241]
Я осведомился, что вы собрались с намерением изгнать меня из сего места и потому с охотою приглашаю вас придти на меня с силою для получения за беззаконную дерзость вашу должного возмездия. Безумные сожаленья, достойные смиренья! какая сила может победить силу подвизающуюся за Бога и посвятившую жизнь свою на жертву за православную веру.
Друзья мои! я с последователями моими на таковой святой подвиг сделал условие под присягою вчерашнего числа и взываю к вам: примите без неуместных возражений шариат, если вы веруете во единого Бога и снятых посланников Его, во ангелов и во святые книги Его и оставьте следование ваше за неверными.
Сие последнее мое воззвание да послужит вам наставником на путь благочестия.