Журнал действий отряда в Северном Дагестане в 1834 году.

О распоряжениях, предшествовавших отправлению отряда из укрепления Темир-Хан-Шуры.

Причины экспедиции. Войска, предназначенные для действий в Аварии, собрались под начальством плк. [220] Клюки-фон-Клугенау в сентябре месяце 1834 года в укреплении Темир-Хан-Шуре. Главная цель экспедиции состояла в том, чтобы восстановить порядок в Дагестане, уничтожив оставшиеся в Аварии скопища известного мятежника Гамзат-Бека.

Состав отряда. Отряд сей составляли следующие части войск

1) 1, 2 и 3-й баталионы Апшеронского пехотного полка.

2) 1, 2 и 3-й баталионы пехотного князя Варшавского полка.

3) 2 и 3-й баталионы Мингрельского егерского полка.

4) 1-й полубаталион, 3-й баталион и 4-й баталион Тифлисского егерского полка.

5) Команда Кавказского саперного баталиона.

6) 21-й артиллерийской бригады батарейной № 4 батареи 4 легких орудия.

7) Оной же бригады № 3 резервной батареи 4 легких орудия.

8) Горная артиллерия.

9) 80 линейных и 250 Донских казаков.

Разделение отряда на колонны. Для большей удобности при построении в боевой порядок отряд разделен на две колонны.

Первая колонна состояла из 1 1/2 баталиона Тифлисского егерского полка, 3-х баталионов Апшеронского пехотного, резервной № 3 батареи, сапер и линейных казаков.

Вторая — из 2-х баталионов Мингрельского и 3-х баталионов князя Варшавского полков, батарейной № 4 батареи и Донских казаков.

Примечание. По недостаточному числу людей в пехотном князя Варшавского полку, три баталиона оного рассчитаны были на два баталиона.

Порядок марша и расположение лагерем. Колонны сии на маршах по одной дороге отделялись между собою интервалом на 200 шагов; на местах неровных располагались лагерем отдельно одна от другой. В порядке марша колонны сменяли ежедневно одна другую. Колонна, идущая впереди, высылала от себя авангард из казаков и 2-х рот пехоты; колонна, идущая позади, прикрывала транспорт полным баталионом и казаками, из коих одна рота в арьергарде для пособления при подъемах и спусках тяжестей отряда; патронные и палаточные ящики следовали тотчас за артиллериею и за оною непосредственно остальной обоз.

Об обозе, при отряде состоящем. При войсках находился следующий обоз:

1) При каждых двух ротах пехоты по одному полному патронному и палаточному ящику; по две артельных повозки и по две сухарных фуры. На случай составления вагенбурга долженствовали быть при каждой артельной повозке седла.

2) Лазаретные фуры, аптечные ящики и походные кузницы. [221]

О продовольствии. Для облегчения в средствах покупать фураж и порционный скот заблаговременно были посланы чиновники заготовить требуемое для отряда количество сена и скота; для соблюдения надлежащего порядка в действующем отряде назначен комендант.

О выступлении отряда из укрепления Темир-Хан-Шуры и действиях его.

Следование отряда. 2-го октябри в 7 часок утра отряд выступил из укрепления; пройдя форштадт, он остановился на месте, избранном для совершения молебствия, по выслужении коего двинулись в нижеследующем порядке:

1. Линейные казаки.

2. Саперы.

3. 4-й баталион Тифлисского егерского полка.

4. 4 легких орудия № 3 батареи.

5. Полубаталион Тифлисского егерского полка.

6. 3 баталиона Апшеронского полка, имея между баталионами четыре орудия № 3 батареи.

7. Обоз сих войск по порядку их следования.

8. Два баталиона Мингрельского егерского полка, между ними 1 легких орудия № 4 батареи.

9). 1-й баталион князя Варшавского полка, имея в середине 4 легких орудия 4-й батареи.

10. Обоз сих войск по порядку их следования.

11. Провиантский транспорт.

12. 2 баталиона князя Варшавского полка.

13. Донские казаки.

Сел. Параул. В 4 часа пополудни отряд прибыл в селение Параул, отстоящее от укрепления на 18 верст и расположился лагерем на южной стороне оного, по правому берегу реки того же имени в дивизионной колонне.

Кака-Шура. 3 числа в 6 часов утра отряд двинулся по направлению к сел. Кака-Шуре, имея 2-ю колонну впереди. Пройдя сел. Гили, лежащее на половине дороги, вступил в небольшое ущелье; по выходе из оного расположился на привале продолжавшемся около двух часов. В исходе 8 часа, прибыл в Кака-Шуру, где и расположился на ночлег по обеим сторонам реки того же имени.

Урума. 4-го отряд двинулся в 7 часов утра, имея первую колонну впереди, к селению Уруме, лежащему у подножия большой горы, делающей подъем и спуск весьма трудными для войск и [222] особенно для обоза, так что только первая колонна успела пристать на место к 8 часам вечера, где и расположилась просторным лагерем в ущелье прорезываемом р. Озен, а вторая колонна осталась на ночлег на половине дороги.

Лаваши. 5-го октября вторая колонна соединившись в 10 часу с первою, следовали по направлению к сел. Лаваши (Акушинского владения), куда, прибыв к 5 часам вечера, расположились просторным лагерем по левому берегу незначительной речки там протекаемой.

Здесь начальник отряда был встречен кадием акушинским и цудахаринским, которые изъявили желание следовать с отрядом. Здесь же присоединились к войскам нашим с конною милициею Шамхал Тарковский и Ахмет Мехтулинский. 6-го числа отряд делал дневку; для поправления весьма узкой дороги от Лаваша до сел. Хаджал-махи, находящегося на пути следования отряда, вышла в 10 часов утра команда сапер и 20 человек с каждого баталиона с шанцевым инструментом. Для прикрытия сих работ назначены 2-й баталион Мингрельского егерского полка в полном составе, два горные орудия резервной № 4 батареи при 1 офицере, 50 донских и 25 линейских казаков.

7-го получено известие о неокончании разработки дороги, почему войска делали дневку.

Ходжал-махи. 8-го отряд выступил из Лаваши вместе с рассветом, имея вторую колонну впереди; отсюда дорога, пролегая по весьма узкому хребту, перерезываемому оврагами, сделала переход весьма медленным. Обе колонны пришли к Ходжал-махи только к вечеру, и, пройдя оное, расположились на ночлег на левом берегу реки Койсу.

По случаю недостаточного количества ячменя и сена в селении отрядные лошади были высланы на подножный корм.

Примечание. Ходжал-махи принадлежат акушинцам. Сие селение лежит на скале, образующей с противоположною ей скалою дефиле, чрез которое войска проходили; дефиле сие, в случае сопротивления жителей только с большим трудом может быть пройдено.

9-го отряд делал дневку. По случаю предстоящей трудной дороги в сел. Гергебиль высланы были для разработки оной: 3-й баталион Мингрельского егерского полка, 6 рот Тифлисского и команда Кавказского саперного баталиона.

Сего числа присоединились к отряду сын Аслан-хана Казыкумыкского Магомет-Мирза с двумя тысячами конной и пешей милиции.

10-го разработка дороги еще не окончилась и отряд остался на месте. [223]

Сел. Гергебиль. 11-го отряд выступал с рассветом в Гергебиль, имея вторую колонну впереди. Пришед на место, он расположился просторным лагерем не доходя селения, в пространной лощине. На сем расстоянии встретились отряду весьма трудные подъемы и спуски.

Гергебиль есть пункт известный важности своего расположения; селение сие выстроено на высокой скале в виде амфитеатра и представляет со всех сторон весьма удобную защиту. Заняв Гергебиль, мы будем иметь ключ к Аварским и Койсубулинским владениям.

Начальник отряда делал рекогносцировку по направлению к сел. Джалде, лежащему па пути следования в Аварию.

13-го отряд делал дневку Начальник отряда был занят переговорами с жителями селения Гергебиль, и некоторыми мюридами, от которых требовал безусловной покорности.

14 го предписано оставить в Гергебиле вагенбург на следующем основании

Вагенбург отряда. Все тяжести, обоз и вторые зарядные ящики оставлены в вагенбурге. Для прикрытия оного отряжены по одному офицеру, 2 унтер-офицеров, и 40 рядовых из каждого баталиона, равно все слабые и не могущие перенести трудов похода; из артиллерии — два легких орудия 4-й батарейной батареи при фейерверкере; из кавалерии — худоконные и слабые.

Предписано было нижним чинам взять с собою провиант, долженствовавший стать на 6 дней, равно мундиры и зимние панталоны.

Выступление из Гергебиля. 15-го отряд выступил из Гергебиля следующим порядком:

1. Мусульманская кавалерия.

2. 6 рот Тифлисского егерского полка.

3. 4 легких и 2 горных орудия с 4-мя кегорновыми мортирками резервной № 3 батареи.

4. 1 и 2-й баталионы Апшеронского пехотного полка.

5. 2-й баталион Мингрельского егерского полка.

6. 2 горные единорога и 2 мортирки батарейной № 7 батареи.

7. 2 легких орудия, 2 горные единорога и 2 мортирки батарейной № 4 батареи.

8. 3-й баталион Мингрельского егерского полка.

9. 1 и 2-й баталионы пехотного князя Варшавского полка.

10. Вьюки и транспорт.

11. Баталион Апшеронского пехотного полка, имея в середине 2 горные единорога № 3 батареи.

12. 25 Донских казаков. [224]

Из каждого баталиона вызвано по 25 охотников нижних чинов и по одному офицеру.

Занятие завалов на левом берегу р. Койсу. Придя селение Кикупы, отряд расположился на правом берегу р. Койсу; на противоположном же берегу оной, вблизи селения Могох, находился известный последователь шариата Шамиль с шайкою своею в числе более 1000 человек. Он устроил на берегу завалы, надеясь выстрелами из-за оных остановить проход войск в Аварию. Полковник Клюки, не желая здесь завести дела, послал сказать сим мятежникам, чтобы они сдались; но, видя, что слова его не производят желаемого действия, приказал войскам построиться в боевой порядок и устроить батареи против завалов Шамиля. Несколько выстрелов из оных обратили неприятеля в бегство и уничтожили их завалы. После чего охотники переправились чрез. Койсу, а за ними Казыкумыкская конница заставила жителей рассеяться по ущелью Койсу или бежать в горы.

Вслед за занятием завалов войсками нашими могохские старшины явились к полковнику Клюки, прося у него пощады: в знак же своей покорности доставили аманатов, а равно взята с них контрибуция скотом на порцию отряда.

Занятие с. Джалды. 16-го отряд, отправив к вагенбургу легкие отряды по невозможности далее следовать, выступил в 10 часов утра по направлению к с. Джалде, лежащему на горе омываемой Аварским Койсу, рекою быстрою и широкою, через которую переправа весьма трудная. Селение сие составляли приверженцы Гамзат-Бека и весьма хорошо оборонено.

По приближении к Джалде начальник отряда расположился на правом берегу р. Койсу, устроив на оном свои батареи. После чего плк. Клюки переправил чрез Койсу баталион пехоты с двумя горными орудиями и милицию, приказав окружить деревню, а сам с главными силами отряда расположился на близлежащих высотах.

После нескольких выстрелов с батареи жители рассеялись по горам и сел. Джалда было занято нашими войсками.

17-го отряд делал дневку.

Полковник Клюки, желая осмотреть местность селения Гоцатль, делал к стороне оного рекогносцировку без всякого сопротивления от неприятеля.

Занятие с. Гоцатль. 18-го отрад выступил с рассветом, оставив в Джалде две роты Мингрельского егерского полка с одним орудием. Дорога к Гоцатлю пролегает по скалистыми и крутым горам, весьма узка и неудобопроходима, особенно для артиллерии. Несмотря на то, войска достигли Гоцатля беспрепятственно. [225] По приближении нашем жители оного спаслись частью в Старом Гоцатле, частью в близлежащих скалах, где ими устроены были завалы. Для занятия Старого Гоцатля полковник Клюки взял 3 баталиона пехоты и часть конницы; жители почти не защищались; по сей незначительной перестрелке они оставили в добычу нашим 300 штук рогатого скота.

При сем убит с нашей стороны один офицер.

После сего войска расположились по квартирам.

Овладение завалами. 19-го полковник Клюки поручил отрядному квартирмейстеру сделать рекогносцировку к стороне, где гоцатльцы устроили свои завалы На сей конец капитан Ковалевский, ваяв 1 и 2 баталионы Апшеронского полка, 6 рот Тифлисского егерского, один единорог и 2 мортиры 3-й батарейной и столько же орудий 7-й легкой батареи, 30 линейных казаков и саперную команду, отправился с ними в 8 часов утра отыскивать мюридов. Они укрывались в узком ущелье, заложенном многими завалами, которые должно было брать один за другим. Завалы сии после отчаянного сопротивления неприятеля были уничтожены, но сражение продолжалось слишком 6 часов. Все имущество досталось в руки наших. Неприятель оставил на месте до 50 мертвых тел. С нашей стороны убит один офицер и 15 человек рядовых; ранено 4 обер-офицера и 40 человек нижних чинов.

Сего числа прибыл в Гоцатль Аслан-хан Казыкумыкский со старшинами Андабульского общества, которые изъявили желание иметь его своим правителем.

20-го все старшины Аварии и других обществ присягнули на верноподданство Государю Императору и в повиновении вновь избранному правителю Аварии Аслан-хану.

21-го наряжена команда для истребления и сожжения Гоцатля.

22-го отправлены в Джалду 2-й и 3-й баталионы Мингрельского егерского полка, другие орудия 7-й легкой батареи и Донской казачий № 7 полк, а также все вьючные и патронные ящики, равно и зарядные ящики горной артиллерии, оставя при каждом орудии только по одной паре патронных ящиков. С сими войсками отправлены все раненые и слабые.

25-го по водворении спокойствия в Аварии отряд выступил из Гоцатля.

30-го отряд прибыл благополучно в укрепление Темир-Хан-Шуру.

Там же.