Отношение барона Розена графу Чернышову от 25 сентября 1834 г. № 906.

В отношении от 30 прошлого августа за № 812 я имел честь сообщить в. с., что сбор войск наших в Дагестане произвел уже полезное для нас впечатление и что ободренные сим акушинцы [198] мужественно встретили Гамзат-Бека и рассеяли его скопища. Ныне последствия сделанных распоряжений для уничтожения влияния сего опасного возмутителя обнаружились еще благоприятнейшим образом: жители аварские, подражая акушинцам, восстали против Гамзат-Бека: 7 числа сего сентября, когда он находился в мечети на молитве, убили его со всеми приближенными. Теперь остались в живых из фамилии аварских владетельных ханов два несовершеннолетних потомка мужеского пола, имеющих своих приверженцев: один меньший сын Паху-Бике Булач-хан, находящийся в плену у жены родственников Гамзат-Бека; он по матери своей внук знаменитого здесь Ума-хана, бывшего владетеля Аварии еще до перехода нашего за Кавказ, отец же его был пришелец в Аварии Султан-Ахмет хан Мехтулинский; а другой Фет-Али-Бек — сын Сурхай-хана и внук родного брата Ума-хана, который находится ныне с своею бабкою в Хунзахе.

На первый случай я предписал генерал-маиору Ланскому узнать: которому из них более предан народ аварский и кто по сему для нас будет более полезен, и стараться прислать ко мне обоих, дабы лично узнать их и внушить им расположение к правительству и как они должны вести себя; между тем, по соображении всех обстоятельств, взойду с представлением о Высочайшем утверждении в Аварии владельца, который бы нам мог быть наиболее полезен.

Смерть Гамзат-Бека облегчает возможность хотя на некоторое время водворить в Дагестане более спокойствия для надежнейшего успеха в сем; находя необходимым показать пример строгости над враждебными нам обществами, я подтвердил г.-м. Ланскому стараться наказать вероломных гимринцев и ирганайцев, если не встретится к тому особенных препятствий и потом приступить к устройству прямого сообщения между крепостью Внезапною и Темир-Хан-Шурою согласно с Высочайшим на то соизволением.

По сведениям, полученным от г.-м. Ланского от 5-го сентября, он занимался приготовлениями для предстоящих действий, по движение войск было затруднено свирепствующею между жителями с половины июля по всему Дагестану изнурительною болезнию в роде горячки, которой и нижние чины войск наших в значительном числе стали подвергаться,

О чем имею честь сообщить в. с.

Там же.