Отношение барона Розена графу Чернышову от 9 августа 1834 г. № 738.
После отношения моего к в. с. от 31 прошлого июля за № 719, получены мною следующие подробности об истреблении аварского ханского дома (От ред. Об истреблении Аварского ханского дома см. Кавк. Сборн. т. XXXI).
Гамзат-Бек 7 дней содержал в блокаде Хунзах, главное место Аварского ханства, разорил окрестные селения и истребил хлеба; устрашенная сим мать владетеля Паху-Бике согласилась примириться с ним; он дал клятвенное обещание прекратить с нею вражду, в залог верности своей она выдала ему младшего сына своего Булач-хана. После чего Гамзат вытребовал к себе самого владетеля Нуцал-хана и брата его Ума-хана; между Ума-ханом и одним из приближенных Гамзата завязался спор и когда сей последний объявил Ума-хану, что по правилам шариата ему и брату его за ослушание должно дать по 41 удару палками, то Ума-хан выстрелом из пистолета убил его, за что и сам был заколот племянником Гамзат-Бека Мюрат-Беком; тогда Нуцал-хан мгновенно один за другим последовавшими выстрелами поверг бездыханными помянутого Мюрат-Бека и другого племянника Гамзат-Бека, Чобана, а сам был убит собственным своим нукером, мстившим ему за смерть братьев своих. Аварцы, в числе 30 человек бывшие с Нуцал-ханом, бросились на палатку Гамзата и истребили бывших в оной 11 человек его сообщников, но и сами все умерщвлены товарищами их.
После сего Гамзат занял Хунзах, овладел всем имуществом Паху-Бике и ее с женою Нуцал-хана и Булач-хана и родственника их Сурхай-хана отправил в деревню свою Гюззад; по последним же известиям Паху-Бике и Сурхай-хан умерщвлены им, [188] а Булач-хан спасен отцом вышеупомянутого Чобана, взявшего к себе, как принадлежащего ему по правилам шариата за смерть сына.
Там же.