Отношение барона Розена графу Чернышову от 19 июля 1834 г. № 609.
Из отношения от 5-го сего июля за № 546 в. с. изволили усмотреть об успехах Гамзат-Бека в Дагестане; ныне я получил известие, что он, присоединяя к себе глуходар, куядальских, ташлинских, бежитских и других обществ лезгин, покорил Андаляльского общества деревни: Кахур, Чох, Кадмарехи и Рогужу, и заставил жителей оных заплатить ему дань, принять шариат им проповедуемый, и в знак совершенного повиновения выдать аманатов по одному с каждой деревни.
После сего Гамзат-Бек отправился к Аварским владениям с намерением, в случае сопротивления Паху-Бике, истребить все хлеба на полях ей принадлежащих. 24-го числа прошлого июня Гамзат сам находился между деревнями Гоцатль и Асса, ожидал там конницы от койсубулинцев, кои обязались выслать ему по одному вооруженному от 20 домов и тогда предполагал идти для действия против Аварской ханши, которая по возможности ему сопротивляется, недавно еще приглашала почетнейших своих подвластных на пир и приняла при сем случае от них клятвенное обещание служить ей верно против Гамзат-Бека; старший же сын Нуцал-хан, узнавши о намерении некоторых приближенных ему жителей предаться Гамзат-Беку, велел их арестовать и изобличенных в сем намерении приказал казнить.
Ныне же я получил известие, будто Гамзат-Бек имел сражение с сыном Паху-Бике, Нуцал-ханом, при коем случае Гамзат ворвался в местечко Хунзах, завладел оным, взял Паху-Бике с невесткою ее, обоих сыновей ее, Нуцал и Ума-ханов, приказал умертвить, захватил все богатство и имущество ханской фамилии и истребил все жилища оной до основания; но известие сие требует еще подтверждения.
Главный кумыкский пристав от 20-го прошлого июня доносит, что партия горцев, состоявшая из андийцев, койсубулинцев и гумбетовцев, под управлением гумбетовского кадия Махтия черкеевского беглеца Хара-Исы, собравшаяся в значительном числе близ Салатавского владения в урочище Арюбет, намеревается разорить кумыков; для воспрепятствования чему, как равно для обеспечения [181] спокойствия по возможности в Северном Дагестане, я поручил командование над отрядом в Темир-Хан-Шуре расположенным, равно и войсками на левом фланге Кавказской линии, командиру 1-й бригады 21-й пехотной дивизии г.-м. Реутту, дабы действием обоих сих отрядов дать более единства.
Там же.