Журнал военных действий в крепости Бурной в продолжении трехдневной блокады, с 27 по 29 мая 1831 г.

25 числа Шамхал, полковник Сулейман-Мирза, дал мне знать, что известный возмутитель Кази-Мулла с скопищем своим в большом количестве занял деревню Таркали, в 4 верстах от города Тарков, и имеет намерение овладеть городом; в тот же день на берегу моря казенная приставь, от крепости в 5 верстах, где хранились материалы, сожжена бунтовщиками; но находившиеся в [2] карауле люди спаслись на лодках. Шамхал с приверженцами своими в числе 50-ти человек пришел искать убежища в стенах крепости, а жители, по примеру владельца, искали спасения на высоте прилегающей к оной с правой стороны. Под пушечными выстрелами, никак не полагаясь на уверение Сулейман-Мирзы в преданности его подданных, я не решился их впустить всех в крепость и расположил на высоте, чтобы они защищались сами, будучи до 1000 человек и подкрепляемы огнем орудий из крепости.

Желая удостовериться в справедливости слухов, я приказал Куринского пехотного полка поручику Гаибову со вверенною ему ротою, одним полевым орудием, равно и Шамхалу с приверженцами отойти на прилегающую к крепости с левой стороны высоту и обозреть как деревню Таркали, так равно и массу скопищ, если оные находятся вне деревни, но отнюдь не вступать в дело.

В сумерки поручик, возвратясь с рекогносцировки, донес мне, что деревня занята, и бунтовщики, собравшись толпами пред оной, только вели малую перестрелку с шамхальскими татарами, но не вступали в настоящее дело, при чем выпущено два заряда ядрами.

По возвращении поручика, я тотчас усилил все караулы, и остальное число имел в резерве, ибо по малочисленности гарнизона я не мог занять всех бойниц, которых по крепости более 800, исключая отводной батареи, и должен был секурсировать все места одним слабым резервом.

Ночью никаких действий не было как с нашей, так и с неприятельской стороны.

26-го числа возмутитель отрядил в полдень до 500 человек истребить большую ватагу, лежащую по морю к Дербенту; люди ватаги так же спаслись на лодках по сигналу, данному пушкою из крепости.

В 4 часа пополудни я приказал снова сделать рекогносцировку поручику с тем же числом людей. Шамхальские татары имели незначительную перестрелку, и из орудий выпущено три заряда.

В 11-ть часов ночи возмутители заняли оставленный жителями город.

27-го числа на рассвете Кази-Мулла с своими сообщниками начал обходить город и с правой стороны оного взбираться на гору, где стоял обоз жителей, при чем слышна была весьма редкая перестрелка; половина обоза потянулась в горы, а другая приблизилась к самым стенам, окружающим пороховой погреб.

Гарнизон был расположен следующим образом:

За пороховым погребом Грузинского линейного баталиона № 11 [3] унтер-офицер 1, рядовых 10; для прикрытия нижних ворот и двух блокгаузов Куринского пехотного полка обер-офицер 1, унтер-офицер 1, рядовых 19; Грузинского линейного баталиона № 11 унтер-офицер 1, барабанщик 1, рядовых 15, дербентский житель 1.

При главных воротах Куринского полка обер-офицеров 2, унтер-офицеров 7, музыкантов 2, рядовых 80, 21-й артиллерийской бригады 3-й легкой роты орудие 1 и армян 12 человек.

В 1 бастионе и по куртине к воротам для обороны и в помощь артиллеристам Куринского пехотного полка обер-офицер 1, Грузинского линейного баталиона № 11 унтер-офицеров 9, музыкант 1, рядовых 82, при орудиях гарнизонный артиллерийский офицер 1.

По стенам крепости до 2-го бастиона в помощь орудиям и по бойницам Куринского пехотного полка обер-офицер 1, Грузинского линейного баталиона № 11 унтер-офицеров 10, барабанщиков 3, рядовых 90; в резерве ко 2-м воротам унтер-офицер 1, рядовых 30 и донских казаков 10, персиян дербентских 4.

По стене и до последней батареи в помощь к орудиям и для обороны за артиллерийского офицера из разжалованных Куринского пехотного полка рядовой для действия пушечными выстрелами, и команда того же полка офицер 1, надзиратель больных 1, служителей Грузинского линейного баталиона № 11, 6, надзиратель сих больных 1, рядовых 5, служителей 3.

На главной гауптвахте для присмотра за арестантами Куринского пехотного полка унтер-офицер 1, рядовых 15.

В отводной батарее за крепостью из разных рот Куринского пехотного полка унтер-офицеров 5, рядовых 10, Грузинского линейного баталиона № 11 рядовых 5.

Возмутители, смешавшись с жителями, быстро кинулись к стене и, пользуясь возможностью, часть оных перелезли за погребом стену на плечах гнусных изменников из тарковских жителей, опрокинули караул, положив на месте одного унтер-офицера и 3-х рядовых: в то же время другая часть, занявши бойницы извне крепости до 1-го бастиона, открыла сильный ружейный огонь; даже самые тарковские женщины стреляли в нас из пистолетов.

Желая сохранить погреб, я тотчас же приказал резерву, добавив к оному с других постов, где не было перестрелки, Грузинского линейного баталиона № 11 унтер-офицеров 2, рядовых 20 кинуться в штыки; но превосходство сил их заставило, по упорном сражении, отступить к самим воротам; продольная стена за пороховым погребом из бастиона пушечными и ружейными выстрелами очищена: в то же время возмутители, проломав заднюю стену погреба, туда влезли, от неосторожности своей взорвали оный, при [4] чем они понесли ужасный урон; а в крепости, в главных воротах, доски местами попортило и в строениях в окнах стекла; кроме сего ничему вреда не причинило. Сконфуженные возмутители взрывом погреба, видевши свою потерю, охладели в своем намерении с отчаянным остервенением многочисленной толпы броситься на шашки и кинжалы к изломанным воротам; не успевши ни поправить, ни завалить оных, я вынужден был приказать снова резерву, добавив к оному обер-офицера 1-го Грузинского линейного баталиона № 11 унтер-офицеров 4, рядовых 40, ударить в штыки и вместе с тем открыть пальбу из орудия картечью, которою и прогнал их за самые стены; в то время рассмотрел я, что неприятель за стеною имеет многочисленные толпы людей, при чем достались в руки наши неприятельских значков 6, и в то же же время с левой стороны крепости атака возмутителем была удерживаема пушечною и ружейною пальбою.

По малочисленности гарнизона и по превосходному числу возмутителей, я, видя невозможность удерживать пустое пространство с разломанными в 2-х местах стенами (от взрыва), приказал резерву снова вступить в стены крепости, прикрывая их отступление частой пушечной пальбою; к тому же ворота по возможности были починены досками. Как только резерв вступил в крепость, я тотчас затворил ворота и завалил оные камнями и брусьями, прорезал в оных отверстие для действия орудий, дабы удерживать сильные натиски возмутителей картечными выстрелами; по отступлении резерва неприятель тотчас занял снова все прежние места.

Чрез переводчика, находящегося при Шамхале, полковнике Сулейман-Мирзе, из дворян урядника Калустова, просил дать верного человека для сведения в отряд к бригадному командиру, господину генерал-маиору и кавалеру Каханову 2-му. О сем происшествии без промедления времени выслан был акушинский житель лезгин Магомет.

На крышах же, прилегающих к воротам строения, я сделал запалы, и только сильным огнем мог удерживать отчаянные натиски. Люди же находящиеся на пространстве прохода к воде заперлись в 2-х башнях на оном находящихся и отстреливались в оных.

В сию ночь не умолкал сильный огонь с той и другой стороны, и одни удачные выстрелы могли удерживать отчаянное стремление бунтовщиков подбежать к воротам. В сей день потеря е нашей стороны состоит убитых Куринского пехотного полка прапорщик Лифантьев, унтер-офицеров 2, барабанщик 1, рядовых 20, нестроевой 1: раненых обер-офицеров 3, унтер-офицеров 4, рядовых 33; Грузинского линейного баталиона № 11 убито [5] унтер-офицеров 2, рядовых 11; раненых унтер-офицеров 2, рядовых 17, нестроевой 1: контуженных 4; 21-й артиллерийской бригады 3-й легкой роты убит фейерверкер 1: раненый бомбардир 1: 12-й гарнизонной артиллерийской бригады № 4 роты убито канониров 2, ранен 1.

Через лазутчиков узнал: изменщик дворецкий Шамхала, Уруч-бек, и до 900 других сообщников были потерею и их стороны, и тела остались под крепостными стенами большею частию.

28-го числа на тех же пунктах огонь не умолкал нисколько, и с левой стороны пальба мятежников по крепости была гораздо сильнее. Неприятель, раздраженный своею потерею, с большим еще остервенением делал натиски, но всегда был отражаем пушечными и ружейными выстрелами. Только в сей день Сулейман Мирза с своими приверженцами вступили в действие против бунтовщиков: он занимал 2-й бастион.

К верхней башне от водяного прохода бунтовщики делали гораздо сильнее натиск и, видя упорную защиту и невозможность овладеть оную, начали обкладывать ее кострами дров, дабы огнем или заставить людей, защищавших оную, сдаться, или истребить, но картечными выстрелами сверху и ружейною пальбою не допущен был привести сие в исполнение. В 7 часов вечера натиск неприятеля сделался слабее и они потянулись вниз к аулу и мысу; в то же время два выстрела из орудий дали знать гарнизону о приближении с отрядом господина г.-м. Каханова, на выстрелы крепость отвечала также двумя выстрелами.

От 7 до 10 1/2 часов возмутители приметно ослабили свои покушения на крепость; но в сие время сильная пальба и крик возобновились по-прежнему. Ободренный гарнизон прибытием секурса с новым мужеством отражал в продолжении всей ночи отчаянные натиски.

В сей день потеря с нашей стороны состоит: раненых Куринского пехотного полка унтер-офицер 1, рядовых 1; Грузинского линейного баталиона № 11 рядовых 4.

29 числа до 6 часов утра продолжалась слабая перестрелка, но когда с отрядом господин г.-м. Каханов 2-й вступил в бой, неприятель начал ретироваться от крепости к городу; на помощь я приказал с левой стороны, сделав вылазку при одном обер-офицере Грузинского линейного баталиона № 11, унтер-офицеров 3-х и рядовых 40, очищать высоту к оной прилегающую и, наконец, когда в 9 часов застрельщики левого фланга отряда очистили гору с правой стороны, крепостной гарнизон начал получать лучшую воду. [6]

Во все время продолжения блокады крепости потеря с нашей стороны: всего убитых обер-офицеров 1, нижних чинов 40; раненых: обер-офицеров 3, нижних чинов 68; контуженных нижних чинов 4.

Выпущено артиллерийских зарядов 1969, фитилей сожжено 500 сажен, скоропалительных трубок 3600, ружейных боевых патронов 28460.

В самом сильном сражении, когда дрались в первый раз на штыках, отбито бунтовщиками Куринского пехотного полка 5-й мушкетерской роты ружей со всем прибором 8, Грузинского линейного баталиона № 11 разорванных стволов 10, а штыки от выстрелов соскочили с пружин в добычу бунтовщиков.

В продолжении 28 и 29 числа убито с неприятельской стороны до 200 человек.

По окончании блокады оставшиеся под стенами крепости неприятельские убитые тела 684 отвезены гарнизоном и преданы земле.

Повреждение стен в двух местах бывших за пороховым погребом к исправлению приступлено.

После блокады крепости осталось артиллерийских зарядов 901, фитиля палительного 7000 сажен, пороху пушечного 6 ф., на людях патронов ружейных боевых 9516, ядер 6 ф. 438, картечей 6 ф. 2, шпиглей ядерных 6 ф., деревянных 2, гранат единорожных 1/4 пудовых 2, брандкугелей без состава 24, картузов армячных пушечных 300, собранных по взорвании порохового погреба ядер 440.

ВЕДОМОСТЬ

о числе войск, в каком количестве состоял гарнизон при обороне крепости от неприятеля мая 27, 28 и 29 до шести часов.

Июня 19 дня 1831 года.

Звание чинов

Куринского пехотного полка

Грузинского линейного баталиона № 11

21 артиллер. бригады 3-й легк. роты

12 гарнизон. артил. бригады № 4 роты

Войска Донского Шурупова полка

Провиантского Бурного магазина

Армян

Татар

Итого:

Пехоты

                 
Штаб-офицер

1

1
Обер-офицеров

7

7
Унтер-офицеров

15

22

37
Барабанщиков

2

6

8 [7]
Рядовых

154

217

371

Нестроевых

7

4

11

Денщиков

6

1

7

Артиллерии:

                 
Обер-офицеров

1

1

Фейерверкеров

1

1

Бомбардиров

3

1

4

Канониров

3

25

28

Готландеров

6

6

Нестроевых

2

2

Находящийся при Шамхале за

переводчика урядник из дворян

1

1

Провиантского штата

                 
Смотритель 12-го класса

1

1

Нестроевых

3

3

Казаков

10

10

Жителей

                 
Дербенских, кизлярских и

Андреевской деревни

12

5

17

ИТОГО:

191

251

15

27

10

4

13

5

516

По крепости и стенам гарнизонной артиллерии чугунных пушек на стенках 6-ти фунтовых 24; 21-й артиллерийской бригады 3-й легкой роты медная 6-ти фунтовая 1.

Там же.