70. — 1863 г. октября 24. — Прошение крестьян дер. Агджаарх, Эчмиадзинского уезда, ревизовавшему Эриванскую губернию тайному советнику Харитонову о захвате мулькадарами их деревни излишних земель.
Наша деревня мулькадарская, принадлежащая Эриванским жителям: 3 1/2 ахчи двум семействам бекского происхождения, состоящим одно из братьев Гаджи Алия, Гаджи Курбана и Аги, з другое из братьев Джафада и Асада, а 2,5 ахчи Джалил-хану, отцу Паша хана.
Так как народонаселение нашей деревни прежде было мало, то мулькадары 3 1/2 ахчи занимали до 25 халв., а мулькадар 2 1/2 ахчей Джалил Хан под посевы занимал незначительное пространство земли, которое после отлучка его с сыном Паша ханом в Персию, где первый умер, а последний пробыл более 15 лет, перешло в пользование наше. [124]
Во все же это время вступивший в права владельца на 2 1/2 ахчи Паша хана Джавад ага, а по смерти его опекун над имением его Султан, кроме енжалика и садов, земли под посевы не занимали до них десятых годов, когда Паша хан, возвратись из Персии, стал занимать землю, под собственные посевы, которую довел до 25 халв., и притом годно наряжал от нас рабочих для распашки своих участков и уборки не платил нам поземельной подати.
Между тем как мы умножились до 38 семейств и сильно нуждались в земле, то требовали, чтобы как Паша хан, так и другие мулькадары оставили излишне занимаемую ими землю, но они отказали нам в затребовании, под тем предлогом, что будто бы мы не в состояний обрывать находящиеся у нас участки и что будто бы состоящими в их пользовании участками они пользуются со времен персидских.
Хотя в декабре месяце 1862 г. мы доводили до сведения г. эристовского воен. губ-ра, что Паша хан и другие мулькадары занимают под собственные посевы землю более 12 халв., что они не платят нам поземельной подати и что из них Паша хан рабочих наряжает от нас для распашки собственных участков и уборки хлеба и, дабы однажды навсегда избавится от притеснений его, просили дозволить нам переселиться на землю Саатлу, но в этой просьбе получили отказ, потому что уездный начальник Паша хана поддерживал; и хотя мы подали прошение в управление наместника кавказского, но если оно примет за верные сведения, уездным начальником доставленные, то никакого удовлетворения получить не надеемся.
Ваше пр-во! Теперь вы ближе к нам, просим вас входите в наше положение, мы 37 семейств крайне нуждаемся в земле и, даже некоторые семейства таковой вовсе не имеют, а мулькадары занимают ее до 50 халв., даже без платежа нам поземельной подати.
Генерал! Умоляем вас, прикажите, чтобы мулькадары занимали 12 халв., как положением велено, а остальное количество возвратили бы крестьянам и не сослались бы на избыток земли и ва право владельцам участками со времен персидских, ибо, во 1-х, по точному смыслу отвод мулькадарам 12 халв. допускается только в тех деревнях которых земли в избытке, следовательно, каков бы ни был избыток — 12 халв. отвести не допускается, и, во 2-х, если бы даже мулькадары занимали излишнюю землю со времен персидских (что совершений справедливо), то с покорением Армянской области и дер. Аджаарх должен покориться приведенному положению русского правительства, не [125] допускающему для этой деревни исключения; тем более что при последнем сардаре, как всем старожилам известно, в дер. Агджаарх было только 5 домов, а по списанию Шопена их считается с переселенцами 14; следовательно они в земле, по малочисленности своей, нужды иметь не могли, и потому мулькадары могли занимать землю сколько им было угодно.
Генерал! Прикажите взыскать, с мулькадаров и возвратили нашему обществу поземельную подать за все прежнее время, которую оно взносило в казну за них, дабы очистить недоимку по деревне.
Если же настоящее прошение наше по каким-либо причинам не засуживает удовлетворения; то покорнейше просим ваше пр-во приказать позволить нам переселиться на казенную землю Саатлу или Катарабат, ибо, из это никакого препятствия со стороны мулькадаров и начальства нет и не может быть, потому что все повинности и подати отбыты нами каждому исправно и никто из нас под следствием и судом не состоит.
При этом присовокупляем, что Паша хан только в настоящем году перестал наряжать от нас рабочих для распашки его участков и уборка хлеба и что те два семейства мулькадаров не бедны, а имеют хорошее состояние, которые прежде занимались торговлею красными товарами, а теперь занимаются торговлею хлебом, чалтыком и хлопчатою бумагою, которых имеют амбарами; кроме того, они имеют верблюдов, которых занимают под развозку в разные места, и если бы они даже не имели этого состояния, то получаемый ими от нас за 3 1/2 ахчи деревни доход вечно, может обеспечить их содержание.
Подписи крестьян на азербайджанском языке.
Ф. № 133, д. № 550, «По прошению жителей дер. Агджаарх, Эчмиадзинского уезда, о дозволении им переселиться в разоренную дер. Саятлу или Катар-Абат. Здесь не о захвате жителями мулькадарской дер. Игдалу участка из казенной земли Катарабат»; на 37 листах, лл. 25-27.