49. — 1860 г. мая 30. — Отзыв, представленный эриванским военным губернаторе и начальнику главного управления наместника кавказского, о жалобе крестьян дер. Бжни на своего тиулиста Кегамова.
Заключающиеся в приложенной докладной записке сетования жителей дер. Бжни, Новобаязетского уезда, на землевладельца поруч. Кегамова, уже весьма давно известны начальству и были несколько раз приняты к тщательному разбирательству.
Крестьяне Эрив. губернии, как известно вашему пр-ву, суть крестьяне обязанные, т. е. — они живут на земле казенной или частной, за известию плату деньгами, естественными произведениями и некоторыми [106] личными услугами, но последними только относительно тех землевладельцев, кои, подобно поруч. Кегамову, пользуются тиульским правом.
Крестьяне не имеют права перехода с одной земли на другую, но зато землевладелец не может ни изменять условий, ни располагать землей.
Размеры обязанностей крестьян дер. Бжни к землевладельцу определены журнальным постановлением совета гл. управления, состоявшимся 1 марта 1858 г.
С тех пор законные отношения нарушались весьма часто не помещиком, который оставался в пределах права, а крестьянами, которые хотят непременно перейти на землю казенную, где, конечно, их обязанности были бы облегчены.
Между прочим они обращались к г-ну наместнику в феврале минувшего года, и на сделанный мне запрос я имел честь сообщить вашему пр-ву (1-го апреля 1859 г., № 689), что возникшие недоразумения разъяснены, не возможности, удовлетворительно для обеих сторон, что землевладелец сделал некоторую уступку и крестьяне приобрели совершенную определительность рода и количества своих обязанностей.
После такого исхода крестьяне могут иметь уважительные основания к жалобе только в таком случае, если землевладелец захочет произвольно расширить свои требования.
Между тем, не имея такого повода, они позволяют себе оспаривать бессомненное право владельческое и требуют надела землею казенною.
Если удовлетворить их желание, то поднимутся за ними все крестьяне, живущие на частных землях. Предоставив крестьянам право перехода на земли казенные, мы приведем в нищенство многочисленный класс землевладельцев и поставим самих себя в весьма затруднительное положение ибо казна не имеет земли, достаточной для удовлетворения всех претендентов. Мы должны противиться стремлению крестьян не только по уже сказанным причинам; но еще и потому, что оно клонится к ниспровержению тех начал экономических, которые вскоре должны сделаться основами быта крестьянского в целой империи.
Поелику же во главе такого движения стоят крестьяне с. Бжни, не поддающиеся никакому убеждению, то я найдусь в необходимости — если еще некоторые меры окажутся безуспешными, просить начальство о выселении их коноводов в отдаленные губернии России.
Честь имею донести это до сведения вашего пр-ва, с возвращение докладной записки.
См. легенду к № 41; лл. 30-31.